Набережная реки Мойки дом 104. Свой нынешний вид дом принял в 1840-х годах, когда в ходе перестройки в него был включён одноэтажный каменный флигель XVIII века, выходивший лицевым фасадом на Мойку. По мнению исследователей в нём в 1780-1790-х годах располагалась библиотека А. И. Мусина-Пушкина, в которой хранилось "Слово о полку Игореве" и многие другие уникальные памятники отечественной литературы и истории.
Под давлением общественности наметилось положительное решение вопроса по восстановлению "Дома А. И. Мусина-Пушкина" в перечне выявленных объектов культурного наследия.
Напомним, что до 2001 года дом по набережной р. Мойки 104 состоял на учёте в КГИОП по "Списку вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" и находился в Объединённой охранной зоне центральных районов Санкт-Петербурга. В ответе на запрос жителей первый заместитель председателя КГИОП Таратынова О. В. сообщала письмом от 05.05.1999 № 7/2010: "Здание построено по проекту архитектора Н.П. Гребёнка и инженера-капитана Трувеллера в 1840-х годах в стиле "классицизм" и имеет значительную архитектурную и художественную ценность. В целом здание сохранило свой объёмно-планировочное решение в соответствие с авторским замыслом". Как следует из письма Таратыновой О. В., по мнению КГИОП в 1999 году дом обладал "значительной архитектурной и художественной ценностью" даже без учёта его значения для отечественной культуры и истории как места, где хранилось выдающееся собрание российских древностей графа А. И. Мусина-Пушкина.
Однако уже через два года при корректировке "Списка" по неизвестным причинам дом из него был исключён. Поползли нехорошие слухи, что сделано это было в угоду инвесторам, задумавшим заавариить и расселить дома по набережной Мойки, а затем перестроить их под элитное жильё и гостинничные апартаменты. Подозрения в недобрых намерениях стали оправдываться, когда соседний участок дома 102 по набережной Р. Мойки вместе с расположенным на нём зданием детского сада в 2008 году город продал строительному холдингу "Охта Групп" под возведение элитного клубного дома.
В апреле 2015 жители подали заявку в КГИОП на восстановление дома 104 по набережной Мойки в перечне выявленных объектов культурного наследия. Приложенная к заявке обширная историческая справка на этот раз особенно подробно описывала историю одноэтажного каменного флигеля XVIII века, включённого в состав нынешнего дома при его перестройке в 1840-х годах и связанного с именами его владельцев Н. А. Демидова, Г. А. Потёмкина и в особенности А. И. Мусина-Пушкина и хранившейся здесь его коллекцией. Заявку поддержали Российская Национальная библиотека, Институт Русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, Союз архитекторов Санкт-Петербурга, Союз художников Санкт-Петербурга, Ассоциация историков искусства и художественных критиков Санкт-Петербурга. Одновременно вице-губернатор В. Кириллов объявил о решении городского правительства установить наконец на доме в Год литературы мемориальную доску в память о А. И. Мусине-Пушкине и хранившемся здесь "Слове о полку Игореве" и других памятниках отечественной культуры.
Однако 11.08.2015 КГИОП отклонил заявку. Комиссия во главе с председателем КГИОП Макаровым С.В. пришла к заключению об ... отсутствии у дома историко-культурной ценности. В воздухе запахло скандалом. Жители обратились в администрацию президента и Министерство культуры РФ, потребовав от Мединского В.Р. в порядке надзора проверить обоснованность решения, принятого региональным органом охраны культурного наследия. Одновременно администрация президента запросила в правительстве Санкт-Петербурга материалы по рассмотрению заявки.
КГИОП и лично его председатель Макаров С.В. поначалу слали в Москву отписки, явно недооценив ситуацию, решительный настрой и подготовку оппонентов. Не помогла и откровенная ложь в том духе, что от усадьбы А. И. Мусина-Пушкина, мол, ничего не сохранилось, а в каменном флигеле, выходившем лицевым фасадом на Мойку, жили... слуги и использовался он для хозяйственных нужд. Подвели господина Макарова С.В. не только плохое знание источников и отсутствие необходимого образования, но и утрата чувства меры.
Под давлением неопровержимых фактов Министерство культуры РФ согласилось с необходимостью повторно рассмотреть вопрос об
отнесении к выявленным объектам культурного наследия с последующим включением в единый государственный реестр памятников культурного наследия народов Российской Федерации здания по адресу Санкт-Петербург, набережной р. Мойки, дом 104, литера А, как «дома Е.П. Трувелер с включённым в его состав каменным флигелем XVIII века Н.А. Демидова – А.И. Мусина-Пушкина». Правда, у чиновников ещё теплится надежда оттянуть решение вопроса: они предложили заявителям... подать новую заявку, которую КГИОП по указанию департамента государственной охраны культурного наследия готов будет рассмотреть.
Но едва ли у этой уловки есть шансы. Во-первых, это "компромиссное" предложение Минкультуры направило заявителям до известных событий, нарушивших размеренное течение жизни в столичном учреждении. Во-вторых, заявители резонно считают, что в новой заявке потребности нет, поскольку старая была подана в полном соответствие с действовавшими требованиями, но была рассмотрена КГИОП с грубыми нарушениями закона. Минкультуры поначалу пытался уверять, что не имеет оснований пересматривать или отменять решения КГИОП. Заявителям пришлось напомнить чиновникам прямым текстом про надзорные функции федерального органа охраны по отношению к региональным органам охраны культурного наследия в части контроля за исполнением переданных им полномочий, прописанных в ФЗ-73.
Продолжаем следить за этой поучительной историей.
См. также:
Дом на набережной Мойки 104, где хранилось "Слово о полку Игореве"