Живу рядом с домом Тани Савичевой. Уже который год, ежедневно проходя мимо, испытываю смешанные чувства.
С одной стороны, люди не забывают, несут цветы. А с другой...
С другой, как-то не сочетаются с этими цветами и мемориальной доской надписи в окнах. Может, это, конечно, у меня такое субъективное восприятие; соглашусь даже, что несколько болезненное, но иных ассоциаций, нежели "всё на продажу", они у меня не вызывают.
Догадываюсь, что кто-то уже занёс пальцы над клавиатурой, чтобы наградить меня ретроградом, противником частной собственности и "совком". Не торопитесь, земляки, ибо, наоборот, всякий раз, когда я вижу это пресловутое "sale", мне хочется орать: да купите же наконец кто-нибудь это помещение и уберите эту стыдуху из окон!
Почему же стыдуху? - спросят мои оппоненты. - Разве это не нормальная для рыночной экономики ситуация?
Нет, не нормальная. В этом самом помещении ещё в 70-ые годы была булочная, которая до войны принадлежала семейной артели Савичевых. То, что сейчас жителям близлежащих домов по 2-й линии и студентам Академии художеств, общежитие которой находится почти напротив, она не понадобилась бы, весьма спорно. Объясните же мне, неграмотному, почему много лет никто не выкупает помещение?
Я понимаю, что этот вопрос не вполне уместен в то время как многие некогда успешные заведения закрываются. Мои старые друзья, владельцы небольших кафе на Васильевском острове, объясняют это высокой арендной платой, которая съедает в нынешних условиях всю прибыль. Но мне, далёкому от бизнеса человеку, совершенно непонятно одно: неужели тому, кто эту плату установил, выгоднее, чтобы эти заведения пустовали, нежели получение от них хоть какого-то дохода? Отчего и бизнесу и городским властям не прибегнуть к более гибкой экономической политике? А то ведь пока одних душит жаба, другие несут цветы к известной могиле на Красной площади. И чем сильнее жаба душит одних, тем больше других... Разве не так?