Есть в Царском Селе под Питером такой Баболовский парк, самый дикий и заросший. На дальней окраине возле пруда из кустов выглядывают красные кирпичные руины Баболовского дворца. Снаружи ничего примечательного, зато в полуподвале стоит любопытный артефакт начала XIX века - циклопических размеров гранитная чаша.
Экскурсии сюда не водят, даже в путеводителях не пишут, и далеко не каждый петербуржец вообще знает о её существовании. А зря. Вещь уникальная: во-первых ручная работа, во-вторых, как говорят, самый большой монолитный каменный сосуд в мире.
К последнему утверждению я бы отнесся скептически, официальных данных на сей счет не нашел. Тем не менее царь-жбан имеет действительно впечатляющие размеры:
высота — 195.5 см
глубина — 151.1 см
диаметр — 533 см
История создания и предназначения чаши до конца не ясна. Известно, что по повелению государя Александра I проектом занимался знаменитый генерал-лейтенант Августин Августинович Бетанкур. Это тот самый инженер Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина, который
вовремя свалил из сраной Испашки перебрался из Испании в Россию в поисках лучшего применения своих талантов и сразу подключился здесь практически ко всем сколь-нибудь значимым государственным стройкам, проектировал мосты, дороги, каналы, заводы, дома и перекрытия, а в Петербурге, например, его любят за
установку Александрийского столпа.
Исполнение заказа Бетанкур поручил петербургскому каменотесу Самсону Суханову за 16 тысяч рублей. Не лично конечно, но его артели. Тем не менее работа заняла 7 лет - с 1811 г. по 1818 г.
Статья основателя и первого редактора "Отечественных записок" П.П. Свиньина от 1818 г.
"Приключения Суханова, природного русского ваятеля" содержит немало художественных вольностей, однако это первое свидетельство о чаше:
Наконец окончил Суханов нынешним годом прекрасную, единственную ванну для Бабеловской бани.
Она вышиною 2 аршина 12 вершк., глубиною 2 арш. 4 верш. И в диаметре 7,5 аршина.
Многие из петербургских жителей ездили нарочно смотреть сие произведение русского ваятеля. Оно тем заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из граниту. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства, которое тем еще для него похвальнее и славнее, что не прибавил он ни сколько цены, предлагаемой ему за таковую же ванну, составленную из четырех частей!
Сей удивительный кусок гранита найден им на одном из Финляндских островов и перевезен водою. Он весил сначала до 10,000 пудов, а ныне 3,000 . Во многих местах приметны на нем части лабрадора, что при солнечном сиянии делает его блестящим.В пересчете на привычные меры выходит 10000 пудов около 160 тонн, а 3000 около 48 т.
Каким образом доставили исполинскую чашу сюда - загадка: водных путей поблизости нет. Также не ясно, где её изготавливали, прямо в каменоломне на одном из Финляндских островов, или уже на месте.
Моя фигура на фото не для блезиру, но ради сопоставления масштаба
Чаша идеально круглая. Несомненно, работа велась не на глазок, а по лекалам. В некоторых источниках говорится, что ванна была закончена в 1818 году, после чего ещё десять лет до 1828 года производилась полировка на месте.
На поверхности кое-где видны сколы, они могли появиться уже во время Великой Отечественной при немцах
Самсон Суханов происходил из вологодских мужиков. В 1800 г. он приехал в Петербург поработать на стройке, быстро освоился, овладел ремеслом каменотеса и вскоре превратился в крупного мастера и подрядчика. Он создал множество городских объектов, например, колоннаду Казанского собора, каменное обрамление стрелки Васильевского острова, Ростральные колонны, руководил вырубкой гранита под Выборгом для последней версии Исаакиевского собра, и многое другое.
Утверждается, что при работе над Баболовской чашей Суханов превысил смету, что стало оной из причин его разорения. В 1840 г. он обращался с прошением к наследнику престола Александру II:
"Ванна, из цельного отруба огромной величины гранита, которую сделал я по повелению в бозе почившего...Вашего Императорского Высочества Дяди, ...Государя Императора Александра Павловича, заслужила одобрение лучших знатоков в сем деле, и я радостно наслаждаюсь лестными отзывами, хотя и понес в сей работе действительного убытку не менее семи тысяч рублей, ибо увлечась ... оную сделал по контракту только за шестнадцать тысяч рублей"Стоит ванна на четырех гранитных брусьях. Под полом имеется приличный подвал с кирпичной арочной кладкой. Возможно он использовался для подогрева воды каким-то хитрым способом. Ровно под центром ванны снизу имеется окошко, а в самой ванне посередине просверлена дырка диаметром около 3 см. Никаких научно-исторических данных не существует, можно лишь предполагать, что это сливное отверстие.
В подвал я не полез, очень уж грязно там, валяются бутылки, бумажки и прочий мусор.
Также не вполне понятно как наполнялась ванна. Известно, что близ Баболовского дворца проходила ветка
Таицкого водовода - ещё одного интересного инженерного сооружения, снабжавшего водой Царское село.
Цитата 1892 г. из М. Пыляева:
"...когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну".
Баболовский дворец изначально строился как крытая купальня ещё при Екатерине II близ Таицкого водовода в районе финской деревни Баболово.
В 1780 г. по велению императрицы был выстроен деревянный дом, который через два года сломали и начали возведение на его месте более капитального - каменного с мраморной ванной посередине.
Рисунок Джакомо Кваренги:
В 1823-1825 годах дворец был перестроен архитектором В.П. Стасовым ради размещения новой гранитной ванны взамен бывшей небольшой мраморной
После 1917 года во дворце располагалась школа военных лётчиков. Возможно поэтому он и превратился в руины во время Второй мировой - военный объект был обозначен на немецких картах. Однако кирпичный свод над павильоном уцелел, благодаря чему в целости сохранилось творение Самсона Суханова
От балкончика по окружности остались лишь кронштейны
И каркас чугунной лестницы
В целом Баболовский дворец совмещал функции уединенного места для пребывания царских особ и размещения важных гостей в летнее время, а также для приятного отдыха и приема банно-оздоровительных процедур.
Так выглядел дворец на открытке 1901 года:
Так выглядит в 2015 г.
В прошлом году его обнесли синим забором и поставили охранника. Видимо наконец взялись за восстановление
Надпись для устрашения любопытствующих зевак
Хотя никаких признаков восстановительных работ не наблюдается, всё только заросло травой
В 1973 году была неуклюжая попытка реставрации. Разрушенные стены кое-как доложили кирпичом. Качество кладки хуже чем в колхозном овощехранилище. Над проемами советские бетонные плиты
Окна павильона с ванной зачем-то заделали кирпичами
Явно видно справа и слева над оконным проемом, где исторический кирпич, а где советский. Причем горе-реставраторы положили обычные прямоугольные кирпичи, а неизбежно возникшие пустоты простодушно замазали цементом
Небольшой пролом в заделанном окне, через который до прошлого года любознательные посетители могли пролезть к ванне. Её край виднеется в темноте
Ещё один пролом в стене павильона
Однако ныне проход запрещен
Возле дворца в 1916 году
Это место в 2015 г.
Это место на картеВинтажные картинки с сайта
tsarselo.ru. Остальные фото мои. Если кому надо, разрешаю брать и использовать с любой целью не спрашивая. По клику на снимок в новом окне открывается страничка Яндекс-фоток, откуда можно скачать оригинал.
Источники информации:
http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/babolovskii-dvorec.html#.VgUJi5ezuSrhttp://rzd-expo.ru/history/BetankurAvgustinAvgustinovich/