Здравствуйте, друзья! У меня возник вопрос. Я задал бы его у себя в журнале, но его читают и комментируют, по большей части, мои единомышленники, чей ответ предсказуем, а здесь собрались жители культурной столицы и в то же время совершенно разные люди. Итак. Всякий раз, когда я приезжаю из-за границы в отпуск, в глаза мне бросается что-нибудь доселе невиданное. Прежде это были отдельные черты переходного периода, немало портившие настроение, ныне же я всё чаще замечаю в родном городе приятные признаки цивилизационного сдвига. Однако некоторые вещи по-прежнему вызывают недоумение. Вот, например, такие фургончики, разъезжающие по его улицам:
Слово "совок", как известно, возникло накануне горбачёвской эпохи и первоначально, наряду с прежним насмешливым термином "совдепия", означало не что иное, как Советский Союз. Излишне подчёркивать, что уничижительный оттенок в неологизме был выражен гораздо сильнее, поскольку он был основан не на простом созвучии - страна в этом случае уподоблялась приспособлению для сбора мусора и прочих неприятных субстанций. Позже этим же словом стали обозначать обывателя, наделённого негативными (по мнению употребляющего это слово) чертами советского менталитета, однако сохранилось и прежнее значение.
Откровенно говоря, при всей моей симпатии к лучшим чертам западной культуры и стремлении к демократическим преобразованиям, употребление этого слова вызывало у меня недоумение. Мои рассуждения были просты: можно как угодно относиться к коммунизму и не принимать советскую систему, но помилуйте, если мы все находимся в совке, выходит, что мы - мусор? Мы, все наши родные и прочие замечательные люди - мусор? Прокофьев, Шостакович, Ахматова, Пастернак, Вознесенский, Тарковский, Шукшин, Астафьев, Высоцкий... И Королёв с Гагариным. И академик Лихачёв... Впрочем, не буду утомлять жителей культурной столицы дальнейшим перечислением: всякий и без меня приведёт длинный перечень славных имён, а про себя просто подумает о своих близких. То ли, гадал я, те, кто употребляет это слово, мазохисты, то ли считают себя и некоторых людей, помимо себя, исключениями, как бы крупинками чего-то драгоценного в упомянутом совке. А есть ли для этого основания? Скромно ли это, в конце концов?
Однако я вовсе не о том, что нужно немедленно запретить это слово, а за его употребление наказывать (в этом случае в глазах продвинутой общественности я как раз и уподобился бы этому самому "совку"). Хочешь - употребляй, дело твоё, так же, как и моё дело - как к тебе относиться. Я всего лишь хотел спросить, вызывает ли у присутствующих когнитивный диссонанс употребление этого подлейшего, по мнению Захара Прилепина, слова в официальном обиходе, в положительном контексте, а именно - в качестве названия торговой марки, вкупе с рекламой, использующей изображения космонавтов и прочих ностальгических символов прошедшей эпохи? Что двигало авторами этого креатива? Наивное стремление изменить коннотацию этого слова, сделать её позитивной? Или желание угодить и тем, кто вспоминает прежние времена со светлой тоской, и тем, кто меньше всего хотел бы в них вернуться? Лишь бы товар покупали? Но привлекает ли такое название покупателей? Все же помнят пример, когда японцы перепутали pájaro и pajero и весь испаноязычный мир отказался покупать джип под непристойным названием. Или нам всё равно? Если так, то наш мир действительно сильно изменился. Выражаясь словами Брэдбери, и грянул гром. И значит, автор этих строк безнадёжно застрял в совке в прошлом.