Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Китайская (Скрипучая) беседка в Царском Селе

13:10, 06.02.2015  basilius3

Оригинал взят у basilius3 в Китайская (Скрипучая) беседка в Царском Селе

23 января 1778 года вышел Указ о постройке павильона и ассигновании средств на строительные работы по строительству "Китайского дома". В этом указе как автор проекта выступает Ю.М. Фельтен.
image
Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году, в Санкт-Петербурге в семье эконома Академии наук — Атиаса Фельтена. Учился в гимназии при Академии. В 1744 году уехал в Германию. Учился в Тюбингенском университете. Принимал участие в строительстве резиденции в Штутгарте. В 1749 году вернулся в Россию.

В 1749-1751 годах учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств у И.Я. Шумахера. В сентябре 1755 года уже выполнял задания в состоявшей при Санкт-Петербургской Канцелярии от строений команде Ф.Б. Растрелли. 16 октября 1760 года произведенный в архитекторы Ю. Фельтен стал первым помощником Ф.Б. Растрелли. В 1760-1770 годах, после отъезда Растрелли из России, Ю. Фельтен стал главным архитектором Санкт-Петербургской Канцелярии от строений. Придворный архитектор, с 1783 году — корреспондент Французской королевской академии, с 1784 года — статский советник, с 1770 года — академик, в 1772 году — профессор Академии Художеств, в 1785 году — адъюнкт-ректор, в 1789 -1794 годах — директор Академии Художеств, в 1794 году — вышел в отставку. Основные работы в Санкт-Петербурге: Старый Эрмитаж, Чесменский дворец и церковь Иоанна Предтечи (Чесменская), протестантские церкви Св. Екатерины на Васильевском острове и Св. Анны на Кирочной улице, Армяно-грегорианская церковь на Невском проспекте и другие. В Царском Селе при императрице Екатерине II в 1778 году по проекту Юрия Фельтена началось строительство Зубовского флигеля Большого (Екатерининского) дворца. Вместе с Ю. Фельтеном в строительстве флигеля участвовал архитектор Илья Неелов (1780-е гг). В окончательном виде отделка интерьеров флигеля была осуществлена Ч. Камероном. В пейзажной части Екатерининского парка — Башня-руина (1771); проект Скрипучей беседки (1778); проект Готических ворот (1777).
image
Сооружением Китайской (Скрипучей) беседки «по прожекту Фельтина», исполненному в 1778 году, занимался архитектор Конторы строений Села Царского И.В. Неелов (http://basilius3.livejournal.com/21013.html)
image
Работы велись под руководством И. В. Неелова в 1778–1786 годах, павильон возник одновременно с началом возведения Китайской деревни. Подобные беседки в китайских садах использовались как чайные домики, павильоны для наблюдения за восходом солнца или даже для рыбной ловли. Так и эта беседка расположена на узком перешейке между двумя прудами и, подобно кораблю, вытянута в продольном направлении.
image
image
К центральному овальному Купольному залу примыкают с противоположных сторон два меньших по размерам, почти квадратных в плане помещения. Беседка имеет два входа — с восточной и западной сторон, — решенные в виде прямоугольных выступов и оформленные с трех сторон открытыми полуциркульными арками.
Беседка и террасы увенчаны флюгерами в виде китайских знамен, которые, вращаясь по ветру, протяжно скрипят. Отсюда второе название беседки — Скрипучая.
image
От главного входа к пруду спускается каменная лестница из двенадцати ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий. Первоначально кровлю здания с изогнутыми краями по углам — в подражание приему, характерному для китайских пагод, — украшали ярко раскрашенные и позолоченные фигуры извивающихся драконов, выполненные из дерева мастером П. И. Брюлло.
image
Работами по «убиранию Китайской беседки под цвет мрамора» в 1780 году руководил лепного дела мастер А. Бернаскони. Ему помогали мастера С. Рихтер и И. Кезберх. В 1782 году Бернаскони вел в павильоне штукатурные работы «на подобие мрамора».
image
image
Скрипучая беседка, очень сильно пострадавшая в 1941–45 гг., впервые была полностью восстановлена спустя 10 лет, в 1956 году.
Реставраторы выполнили большой объем работ по деревянной резьбе, граниту, мрамору, по новым эскизам воссоздали многое из утраченного. Заново были написаны плафоны центрального зала и верхних беседок, сделаны фигурки драконов по углам и водометы в виде драконьих голов.
Произвольный набор иероглифов на больших входных дверях мастера заменили китайской надписью «Добро пожаловать», тогда как ручки для них изготовили по аналогии с таковыми из Китайского дворца в Ораниенбауме; на кровлях установили железные гребни в точности как на рисунке Неелова.
image
В 1992 году началась разработка уже нового реставрационного проекта, реализация которого затянулась на долгие годы.
И только в 2003 году Китайская (Скрипучая) беседка была полностью восстановлена.
image
image
image
image
image

Не нравится
Нравится
источник: http://interesniy-spb.livejournal.com/464075.html     рейтинг: 0  

Городской Блог