Ещё при жизни супруги Петра I - Екатерины I, когда только зарождалось Царское Село и дворцовый комплекс, квадратный участок елового леса со сторонами в одну версту, росший на месте нынешнего Александровского парка, был окружён деревянным палисадом со рвом и стал зверинцем для царской охоты. С самого основания в Зверинце содержали кабанов, маралов, оленей и лосей, иногда пускали зайцев. Он размещался на центральной оси первого построенного каменного дворца , но с отступом от него около 700 метров. К нему вела обсаженная липами и берёзами перспективная дорога, пронзающая Зверинец насквозь и приводящая к Пулковскому дворцу. На протекающей здесь речке Киоке (Кузьминке) был выкопан Звериночный пруд, сооружена мельничная плотина.
В 1747-1750гг. в центре Зверинца архитекторы Чевакинский и Растрелли возвели великолепный охотничий павильон Монбижу в стиле барокко, парный павильону Эрмитаж в Екатерининском парке, а с 1750 по 1752 годы на месте ветхого палисада была построена 3х метровая каменная ограда с бастионами на углах, завершёнными беседками -люстгаузами. От павильона Монбижу к люстгаузам вели диагональные просеки.
Известно, что в Монбижу, богато украшенном картинами на сюжеты из охотничьей жизни, императрица Елизавета принимала французских и австрийский послов, да и вообще охота являлась частью придворного церемониала.
Отношение к зверинцам постепенно менялось и уже при Екатерине II охотничьи угодья перенесли подальше, в Гатчину, и Зверинец пришёл в запустение.
В 1819 году (при Александре I) начали ломать каменную стену и приводить планировку зверинца в знакомый нам парковый вид. В зверинце проложили новые пейзажные дороги и дорожки, высадили тысячи лиственных деревьев, преобразившие облик местности. Изменились и размеры парка -его границы расширились до въездов в Царское Село, где впоследствии соорудили Александровские и Египетские ворота.
Окружающую стену разобрали к 1823 году, а материалы пошли на строительство новых парковых павильонов по проектам архитектора Менеласа.
Одна из легенд о том, Адам Менелас, шотландец, был масоном, петушок (он возвышается на Шапеле) держал масонские символы, а на третьем этаже, куда нет лестницы, собирались посвященные. После разгрома ордена тамплиеров его шотландская ветвь была оправдана и приняла название ордена Терновника. Большая часть сокровищ тамплиеров исчезла, а найденные тайники оказались пусты. Связь тамплиеров, розенкрейцеров, масонов несомненна, но умение делать тайники известно гораздо шире. Шотландец А. Менелас был каменных дел мастером у Н.А. Львова, о его творениях я писал ранее(
http://basilius3.livejournal.com/5431.html ,
http://basilius3.livejournal.com/5937.html ), который, находясь на службе в Коллегии иностранных дел, следуя из Франции в Испанию проезжал места связанные с альбигойцами. Не мог не знать о подземельях Монсерата, даже если там не был. В письмах сообщает только о посещении музеев и соборов. Видимо отчеты о миссии поступали канцлеру Воронцову. Еще раньше, на службе в Измайловском полку, посетил Выборг и сделал рисунок замка, не мог не знать о ходе под заливом.
Уже по повелению Николая I в парке был возведён целый ряд неоготических построек (Арсенал , Белая башня, Шапель, Ламской павильон , Пенсионерная конюшня).
От каменной стены окружавшей Зверинец, до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент, ныне составляющий часть стены парковой теплицы у павильона Шапель и бастион, расположенный возле Белой башни.
В 1828 году архитектор А. А. Менелас в пейзажной части Александровского парка Царского Села на месте разобранного Зверинца строит павильон Шапель, или готическую капеллу. Штапель от франц. chapelle — капелла, в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.
Шапель представляет собой две квадратные башни, одна из которых "разрушена" до первого яруса, связаны переходом, расположенным над аркой широкого проезда. Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, и флюгером-петухом, как в протестантских храмах, — символом отречения апостола Петра.
Внутри имеющая междуэтажные перекрытия, внешне башня имитирует каркасную готическую постройку с единым пространством и огромными окнами. Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах - большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными. Свет проникал в капеллу через единственное окно - в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.
Одна из башен представляет собой руины, другая обработана по углам готическими контрфорсами.
Внутреннее скульптурное убранство Шапели исполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский, изваявший фигуры ангелов для часовни.
"Шапель построили для постановки в ней мраморнаго изваяния Спасителя. Императрица Мария Феодоровна купила у известного скульптора И. Г. Даннекера, за 100,000 р. статую Иисуса Христа. Первоначально планировалось поставить ее в одну из московских церквей, но этого не состоялось и она подарила статую императору Александру I. О скульптуре Спасителя сохранилась легенда.
Будто бы скульптор увидел образ Иисуса христа однажды во сне, и с того времени «день и ночь этот образ занимал его до такой степени, что он начал думать, что его побуждает к работе сверхъестественная сила». Через много лет ему наконец удалось изваять, как ему казалось, образ Христа. Однако сомнения скульптора не покидали. Когда статуя была еще в модели, он привел в мастерскую семилетнего ребенка и, согласно преданию, спросил его: «Что это за статуя?» – «Спаситель», – ответил ребенок, и ваятель в восторге обнял мальчика. Значит, он правильно понял образ, явившийся ему во сне, если даже дети его понимают. В городском фольклоре Шапель известна под названием «Башня Спасителя».
Постройка служила местом романтического уединения и частью декораций для средневековых игр царской семьи. Возвышавшиеся среди зеленых кущ Александровского парка шпили и зубчатые башни создавали иллюзию средневекового государства, по которому разбросаны затерявшиеся в пространствах жилища феодалов — сюзерена и его вассалов.
В 1886 году статуя передана в Русский музей, где и находится сейчас. Один из жителей Кузьминки говорил, что была легенда - когда благословляющая рука Христа опустится - будет конец света. Фигуры ангелов, работы Демут - Малиновского бесследно исчезли — обломков не найдено. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» - они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки.
В 1911 г люди спускались через винтовую лестницу башни Шапель Александровского парка в подземный ход высотой около 3 м., шириной 1.5 м. В ходу были отводы в сторону, в них стояла вода глубиной до 1.5 м. Пройдя 800 м. уткнулись в завал - конус кембрийских глин. Глубина до свода в среднем 8 м., но местами доходит до 22 м. В 1920 г. ход был забетонирован на 3 м. по приказу комиссара г.Детское Село, так как через хода совершали набеги белобандиты (а бывают краснобандиты")...
Здание Шапели пострадало в годы войны: утрачены часы-куранты, витражи.
Так описывают Шапель после войны: "Перед самыми воротами Шапели аллея была заминирована, остались десятки ям от выращенных мин, стоявших в несколько рядов. Здание совсем не пострадало, сорвана только часть железных листов с одной стороны крыши и сбиты фиалы с двух башенок. Поднимаемся внутрь часовни. Христос все такой же, с теми же надписями, новых не прибавилось... На чердаке башни был немецкий наблюдательный пункт, куда поднимались с площадки над воротами по синей стремянке из ЕДМ. В нижнем, жилом, помещении башни конюшня, видимо, стояли лошади связистов..."
На настоящий момент Шапель огорожена забором, никакие работы не ведутся, попасть внутрь можно, но думаю она будет восстановлена в ближайшие годы.