Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Шапель в Царском Селе (г. Пушкине)

11:10, 30.01.2015  basilius3

Оригинал взят у basilius3 в Шапель в Царском Селе (г. Пушкине)

Ещё при жизни супруги Петра I - Екатерины I, когда только зарождалось Царское Село и дворцовый комплекс, квадратный участок елового леса со сторонами в одну версту, росший на месте нынешнего Александровского парка, был окружён деревянным палисадом со рвом и стал зверинцем для царской охоты. С самого основания в Зверинце содержали кабанов, маралов, оленей и лосей, иногда пускали зайцев. Он размещался на центральной оси первого построенного каменного дворца , но с отступом от него около 700 метров. К нему вела обсаженная липами и берёзами перспективная дорога, пронзающая Зверинец насквозь и приводящая к Пулковскому дворцу. На протекающей здесь речке Киоке (Кузьминке) был выкопан Звериночный пруд, сооружена мельничная плотина.
image

В 1747-1750гг. в центре Зверинца архитекторы Чевакинский и Растрелли возвели великолепный охотничий павильон Монбижу в стиле барокко, парный павильону Эрмитаж в Екатерининском парке, а с 1750 по 1752 годы на месте ветхого палисада была построена 3х метровая каменная ограда с бастионами на углах, завершёнными беседками -люстгаузами. От павильона Монбижу к люстгаузам вели диагональные просеки.
Известно, что в Монбижу, богато украшенном картинами на сюжеты из охотничьей жизни, императрица Елизавета принимала французских и австрийский послов, да и вообще охота являлась частью придворного церемониала.
image
Отношение к зверинцам постепенно менялось и уже при Екатерине II охотничьи угодья перенесли подальше, в Гатчину, и Зверинец пришёл в запустение.
В 1819 году (при Александре I) начали ломать каменную стену и приводить планировку зверинца в знакомый нам парковый вид. В зверинце проложили новые пейзажные дороги и дорожки, высадили тысячи лиственных деревьев, преобразившие облик местности. Изменились и размеры парка -его границы расширились до въездов в Царское Село, где впоследствии соорудили Александровские и Египетские ворота.
Окружающую стену разобрали к 1823 году, а материалы пошли на строительство новых парковых павильонов по проектам архитектора Менеласа.
image
Одна из легенд о том, Адам Менелас, шотландец, был масоном, петушок (он возвышается на Шапеле) держал масонские символы, а на третьем этаже, куда нет лестницы, собирались посвященные. После разгрома ордена тамплиеров его шотландская ветвь была оправдана и приняла название ордена Терновника. Большая часть сокровищ тамплиеров исчезла, а найденные тайники оказались пусты. Связь тамплиеров, розенкрейцеров, масонов несомненна, но умение делать тайники известно гораздо шире. Шотландец А. Менелас был каменных дел мастером у Н.А. Львова, о его творениях я писал ранее(http://basilius3.livejournal.com/5431.html , http://basilius3.livejournal.com/5937.html ), который, находясь на службе в Коллегии иностранных дел, следуя из Франции в Испанию проезжал места связанные с альбигойцами. Не мог не знать о подземельях Монсерата, даже если там не был. В письмах сообщает только о посещении музеев и соборов. Видимо отчеты о миссии поступали канцлеру Воронцову. Еще раньше, на службе в Измайловском полку, посетил Выборг и сделал рисунок замка, не мог не знать о ходе под заливом.
Уже по повелению Николая I в парке был возведён целый ряд неоготических построек (Арсенал , Белая башня, Шапель, Ламской павильон , Пенсионерная конюшня).
От каменной стены окружавшей Зверинец, до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент, ныне составляющий часть стены парковой теплицы у павильона Шапель и бастион, расположенный возле Белой башни.
В 1828 году архитектор А. А. Менелас в пейзажной части Александровского парка Царского Села на месте разобранного Зверинца строит павильон Шапель, или готическую капеллу. Штапель от франц. chapelle — капелла, в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.
image
image
image
Шапель представляет собой две квадратные башни, одна из которых "разрушена" до первого яруса, связаны переходом, расположенным над аркой широкого проезда. Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, и флюгером-петухом, как в протестантских храмах, — символом отречения апостола Петра.
image
Внутри имеющая междуэтажные перекрытия, внешне башня имитирует каркасную готическую постройку с единым пространством и огромными окнами. Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах - большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными. Свет проникал в капеллу через единственное окно - в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.
Одна из башен представляет собой руины, другая обработана по углам готическими контрфорсами.
Внутреннее скульптурное убранство Шапели исполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский, изваявший фигуры ангелов для часовни.
image
"Шапель построили для постановки в ней мраморнаго изваяния Спасителя. Императрица Мария Феодоровна купила у известного скульптора И. Г. Даннекера, за 100,000 р. статую Иисуса Христа. Первоначально планировалось поставить ее в одну из московских церквей, но этого не состоялось и она подарила статую императору Александру I. О скульптуре Спасителя сохранилась легенда.
image
Будто бы скульптор увидел образ Иисуса христа однажды во сне, и с того времени «день и ночь этот образ занимал его до такой степени, что он начал думать, что его побуждает к работе сверхъестественная сила». Через много лет ему наконец удалось изваять, как ему казалось, образ Христа. Однако сомнения скульптора не покидали. Когда статуя была еще в модели, он привел в мастерскую семилетнего ребенка и, согласно преданию, спросил его: «Что это за статуя?» – «Спаситель», – ответил ребенок, и ваятель в восторге обнял мальчика. Значит, он правильно понял образ, явившийся ему во сне, если даже дети его понимают. В городском фольклоре Шапель известна под названием «Башня Спасителя».
image
Постройка служила местом романтического уединения и частью декораций для средневековых игр царской семьи. Возвышавшиеся среди зеленых кущ Александровского парка шпили и зубчатые башни создавали иллюзию средневекового государства, по которому разбросаны затерявшиеся в пространствах жилища феодалов — сюзерена и его вассалов.
В 1886 году статуя передана в Русский музей, где и находится сейчас. Один из жителей Кузьминки говорил, что была легенда - когда благословляющая рука Христа опустится - будет конец света. Фигуры ангелов, работы Демут - Малиновского бесследно исчезли — обломков не найдено. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» - они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки.
image
image
image
В 1911 г люди спускались через винтовую лестницу башни Шапель Александровского парка в подземный ход высотой около 3 м., шириной 1.5 м. В ходу были отводы в сторону, в них стояла вода глубиной до 1.5 м. Пройдя 800 м. уткнулись в завал - конус кембрийских глин. Глубина до свода в среднем 8 м., но местами доходит до 22 м. В 1920 г. ход был забетонирован на 3 м. по приказу комиссара г.Детское Село, так как через хода совершали набеги белобандиты (а бывают краснобандиты")...
Здание Шапели пострадало в годы войны: утрачены часы-куранты, витражи.
image
image
image
Так описывают Шапель после войны: "Перед самыми воротами Шапели аллея была заминирована, остались десятки ям от выращенных мин, стоявших в несколько рядов. Здание совсем не пострадало, сорвана только часть железных листов с одной стороны крыши и сбиты фиалы с двух башенок. Поднимаемся внутрь часовни. Христос все такой же, с теми же надписями, новых не прибавилось... На чердаке башни был немецкий наблюдательный пункт, куда поднимались с площадки над воротами по синей стремянке из ЕДМ. В нижнем, жилом, помещении башни конюшня, видимо, стояли лошади связистов..."
На настоящий момент Шапель огорожена забором, никакие работы не ведутся, попасть внутрь можно, но думаю она будет восстановлена в ближайшие годы.
image

Не нравится
Нравится
источник: http://interesniy-spb.livejournal.com/459852.html     рейтинг: 0  

Городской Блог