В конце XIX века большой участок земли (площадью в 4 десятины 2 тысячи двести пятьдесят квадратных саженей) Высочайше пожалован великому князю Владимиру Александровичу под строительство дома к совершеннолетию его сына Бориса Владимировича. И в 1896-1897 годах на участке строится небольшой дворец и разбивается парк. Дворец-коттедж великого князя Бориса Владимировича построен в конце XIX века, и стал одним из первых образцов модерна в России. Владелец усадьбы Великий князь Борис Владимирович - внук Александра II, двоюродный брат Николая II, впоследствии генерал-майор, командир лейб-гвардии Атаманского Наследника цесаревича полка, с 1915 года походный атаман всех казачьих войск при верховном главнокомандующем. Усадьбу он получил в подарок от своей крестной матери - королевы Англии Виктории (скорее всего это миф). Российская Императрица Александра Федоровна, воспитанная бабушкой - королевой Викторией, поощряла английский вкус.
Постройки возведены лондонской фирмой "Мэпл" в 1895-1896 годах по проекту архитектора Шерборна в типично английском стиле. Выбирая место для строительства, архитекторы заранее разработали план парка и определили положение всех построек усадьбы. Со всех сторон здание защищено от ветра и чужих взглядов: с севера - деревьями, с юга и запада - цветочным садом, площадками с большими кронами деревьев и высокой изгородью. Интересно, что коттедж расположен в некотором удалении от Московского шоссе. Новый стиль предполагал тишину и уединение,
Отделка главного здания усадьбы скромна, и ничто не напоминает торжественности Запасного дворца
http://basilius3.livejournal.com/11360.html или пышности декора дачи З.И.Юсуповой.
http://basilius3.livejournal.com/6524.html Коттедж больше похож на дом зажиточного буржуа, добропорядочного англичанина, который считает выше своего достоинства демонстрировать собственное благосостояние. Интересно архитектурное решение коттеджа - дом построен по технологии "фахверк". Дома по этой технологии строятся на основе деревянного каркаса, который выполняет одновременно несущую и декоративную роль. Промежутки между балками каркаса заполняют любым желаемым материалом. Дома, построенные по технологии фахверк, часто встречаются в Западной Европе, однако в России эта технология не получила распространения. Суровые российские зимы не позволяют возводить дома из легких каркасно-щитовых конструкций. Поэтому при строительстве усадьбы великого князя Бориса Владимировича использовалась стилизация под фахверк, так распространенный в Англии. Нарядные стены особняка, рассеченные деревянными брусьями, смотрятся очень декоративно, и дом напоминает уютные "пряничные" домики из старинных европейских сказок.
Рядом с жилым домом были расположены хозяйственные постройки: каретник, конюшни и небольшой чайный домик для близких друзей (до сегодняшнего дня не сохранился).
Резиденция Великого Князя в конце XIX века стала настоящей архитектурной сенсацией не только Петербурга, но и всей России — это был первый в своем роде особняк на территории Российской империи, его снимки попали в ежегодник «Мир искусства». Историк архитектуры Б.М. Кириков назвал дом мостом от эклектики к неоромантической готике, «отправной вехой становления петербургского модерна», которому было уготовано большое будущее.
В 1899 году, завершая строительство ансамбля, петербургский архитектор А.И. фон Гоген возводит запасной дом со службами. По композиционно-стилистическим приемам он аналогичен основному дворцу-коттеджу и органично вписался в окружающие постройки.
Интересно, что материалы для строительства дома были полностью привезены из-за границы. Для строительства потребовался кирпич, редкие породы дуба, ореха и ясеня, а также черепица. Получившийся коттедж был, по меркам того времени, чрезвычайно удобный и современный.
Внутренние интерьеры здания уже не напоминают парадные залы Екатерининского дворца. Наоборот, небольшие комнаты, галереи и переходы делают коттедж уютным и жилым, в нем нет ничего официального и помпезного. Характерный для английской архитектуры двухъярусный холл соединяет парадные помещения на первом этаже и жилые на втором. Первоначальную отделку сохранили кабинет, столовая, курительная гостиная, музыкальная гостиная. Особняку повезло, и интерьеры зданий сохранили значительную часть прошлого убранства: боковые панели и фрагменты обшивки стен, отделку потолков, камины из цветного мрамора, предметы мебели и витражи жилого дома, изогнутые полотна входных дверей и бронзовые ручки.
Помимо этого, даче Бориса Владимировича выпала честь стать одной из первых построек, где были установлены свежеизобретенные Францем Сан-Галли радиаторы водяного отопления Heizkörper, что в переводе на русский буквально означает «горячая коробка».
Пейзажный парк с мраморным фонтаном обнесен прозрачной металлической оградой. Аллея, обсаженная столетними туями, ведет от главного дома к Колонистскому пруду. Колонистский пруд создан, как и Отдельный (Нижний) парк, архитектором А.А. Менеласом, того кто построил Шапель в Александровском парке (
http://basilius3.livejournal.com/6656.html )
Пруд был неотъемлемой частью ансамбля усадьбы Бориса Владимировича. Подойдя к пруду со стороны Московского шоссе, можно увидеть небольшой каменный причал. Отсюда гости Бориса Владимировича отправлялись на лодочную прогулку по пруду.
Собственный садик, разбитый вокруг главного дома, имел такое устройство, что посадки скрывали входы в здания, усложняя осуществление шпионских намерений: служебный персонал ни из своих квартир, ни из подсобных помещений не мог видеть господских гостей, ни того, когда и в каком направлении уезжал князь. За такую уединенность хозяин поэтично называл имение «Волчьим садом» (Wolf Garden).
Княжеская дача в Отдельном парке носила и носит неофициальный статус самого английского места Петербурга не только потому, что была подарена, якобы, самой королевой и выстроена британскими специалистами, но и потому, что Борис Владимирович, будучи истинным англоманом, создал там для себя маленькую Британию: в качестве слуг держал исключительно подданных Соединенного Королевства, да и в принципе русская речь звучала здесь крайне редко — английский язык был князю привычнее, на нем он заговорил раньше, чем на русском, так как воспитывался няней-англичанкой.
Владелец поместья с юных лет слыл особой легкомысленной и эксцентричной, и даже его заслуженные военные чины и ратные подвиги не смогли изменить такого мнения. Плейбоя и донжуана, его уличали в романах с женщинами знатными, в числе которых знаменитая балерина Анна Павлова, и простыми. Светские приемы, часто устраиваемые князем Борисом в своем английском замке, отличались широким размахом — императорский родственник знал толк в веселье, славился гостеприимством и умением жить красиво.
События 1917 года вынудили Бориса Владимировича покинуть усадьбу, а вскоре и Россию. По воспоминаниям в.кн. Александра Михайловича, Великие Князья Борис и Андрей Владимировичи обязаны спасением своих жизней поразительному совпадению. Комиссар, арестовавший братьев и которому было приказано расстрелять этих двух Великих Князей, этого не сделал, он их освободил. Свое объяснение этому событию предлагает великий князь Александр Михайлович, написавший об этом в своих мемуарах. Он пишет, что арестовавший их коммиссар оказался бывшим художником, который провел несколько лет жизни в Париже в тяжелой борьбе за существованиe, тщетно надеясь найти покупателя для своих картин. За год до войны, в 1913 году, Великий Князь Борис Владимирович, прогуливаясь по Латинскому кварталу, наткнулся на выставку художественно нарисованных подушек. Они понравились ему своею оригинальностью, и он приобрел их значительное количество. Вот и все. Большевистский комиссар не мог убить человека, который единственный оценил его искусство. Он посадил обоих Великих Князей в автомобиль со значком коммунистической партии и повез их в район белых армий. Так это было или иначе, но их жизнь была спасена...
О событиях на даче великого князя Бориса Владимировича, после отъезда владельца, вспоминает дочь великого князя Павла Александровича великая княгиня Мария Павловна младшая: «В начале зимы стало ясно, что топлива для центрального отопления [дворца Палей] не хватит, поэтому большинство комнат пришлось закрыть. <...> В январе [1918], несмотря на строжайшую экономию, топливо кончилось, и отец с семьей переехали II дом моего кузена Бориса, тоже в Царском Селе, где печи топились дровами»».
4 января 1918 в дневнике брата Марии Павловны Владимира Палея появилась запись: «Ходили осматривать дачу Бориса Владимировича, куда мы хотим переехать в виду недостатка топлива».
Более подробно переезд великокняжеской семьи в коттедж Бориса Владимировича, пустовавший с осени 1917 года, описан в воспоминаниях княгини О. В. Палей: «В первые дни января выяснилось, что топливо для обогрева дворца, несмотря на жесткую экономию, на исходе. А дрова и уголь, хоть и стоили бешеных денег, все ж у нас были припасены. Стали мы искать дом с печным отоплением. Неподалеку <...> стоял дивный особняк в английском вкусе. Принадлежал он великому князю Борису Владимировичу, мужнину племяннику, уехавшему в августе на Кавказ. Борисова адреса муж не знал и послал туда телеграмму матери его, своей невестке, вдове великого князя Владимира, прося разрешения переселиться к ее сыну. Она разрешила, написав, что и ее дом также к нашим услугам. Но дворец ее был теперь к услугам большевиков. Они давно разграбили его и не сегодня завтра собирались занять под Совет. Великая княгиня о том не ведала.
Итак, 9 января мы переехали к князю Борису. Трубы и батареи в доме оказались заморожены. Размораживали, разогревали, чинили мы их две недели. <...>. На втором этаже наши спальни. Внизу, во флигеле, поселился Бодя с роялем, книжным шкапом, пишмашиной и причиндалами для живописи. Здесь мой мальчик и провел последние свои счастливые недели».
На даче Бориса Владимировича Владимиром Палей написана пьеса и стихах «Золушкин праздник». 25 февраля 1918 она была исполнена в царскосельской женской гимназии в присутствии автора. Вызванный в середине марта в ПетроЧК, Владимир Палей отказался от предложения М. С. Урицкого подписать отречение от отца и вместе с другими членами царской семьи был казнен в Алапаевске в ночь на 18 июля 1918, через сутки после расстрела царской семьи в Екатеринбурге.
Борис Владимирович умер 8 ноября 1943 года во Франции. Через две недели ему исполнилось бы шестьдесят шесть лет. Великого князя похоронили маленьком французском курортном городке Контрексвилле, где на средства Марии Павловны была построена православная часовня, ставшая семейной усыпальницей.
С 1920 гола на территории усадьбы была резиденция Наркомпроса (Народный комитет просвещения), который возглавлял А.В. Луначарский. Вполне возможна встреча A.M. Горького и А.В. Луначарского или в Доме отдыха ученых или в резиденции Наркомпроса, ведь они одно и то же время жили в Детском Селе и бывали на Московском шоссе.
С лета 1922 года вся усадьба переходит, как Детскосельская опытная станция, в распоряжение будущего Всесоюзного института растениеводства под руководством Николая Ивановича Вавилова.
В постройки с прилегающим садовым участком передали Центральной опытной станции прикладной ботаники и селекции при Наркомземе.
Рабочий кабинет заведующего и основателя станции, ученого-генетика Н.И. Вавилова размещался в первом этаже главного усадебного дома, где ранее находился кабинет великого князя Бориса Владимировича. ВИР по-прежнему занимает помещения дачи, хотя активность института значительно снизилась после сворачивания финансирования науки в пост-перестроечный период.
Усадьба была использована при съемках "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона". В серии "Охота на тигра" это был "особняк Рональда Адэра", а в серии "Смертельная схватка" интерьеры усадьбы стали "гостиницей в Мейрингене".
Фото с сайта
http://www.221b.ruСегодня это памятник архитектуры федерального значения. В его состав входят главный усадебный дом, конюшенный корпус, Запасной дом, служебные постройки, фонтан и «парк с оградой». Ансамбль неплохо сохранился, а интерьеры дошли до нас почти в первозданном виде. Но попасть внутрь практически невозможно. И конечно, на мой взгляд, оптимально было бы сделать из всего комплекса этих уникальных зданий туристическое место- ведь аналогов в России нет.