Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Усадьба княгини М.В. Кочубей (Запасной дворец, Владимирский дворец ) в Царском Селе

12:10, 28.01.2015  basilius3

Оригинал взят у basilius3 в Усадьба княгини М.В. Кочубей (Запасной дворец, Владимирский дворец ) в Царском Селе

Автором исходной архитектурной идеи и заказчиком проекта дачи Кочубей был Александр I. Работа над проектом началась в 1816 г. с эскиза, разработанного самим императором с помощью арх. П. В. Неелова, В. П. Стасову принадлежало окончательное решение. Особенно удачна была задумана монархом-архитектором полукруглая терраса с колоннами и сферическим куполом, ориентированная в сторону ворот Екатерининского парка «Любезным моим сослуживцам», развивавшая мотивы архитектуры Александровского дворца и павильона Концертный зал Д. Кваренги. Данная на владение была оформлена в апреле 1817 г. на имя княгини М. В. Кочубей.
image

В 1817–1818 гг. произведено строительство, планировка сада и строительные работы в целом были закончены к 1824 г.
image
Дворец Кочубеев в Царском Селе стал средоточием светской, культурной, деловой жизни— как летняя резиденция министра, - позже государственного канцлера. Здесь нравилось бывать членам царской семьи. Из письма императрицы Елизаветы Алексеевны от 7 июля 1820 г.: «Наконец-то лето! В воскресенье нам довелось отужинать в Царском Селе у графа Кочубея в большом прекрасном доме... Погода благоприятствовала этому красиво обставленному вечеру ...».
При последующей смене владельцев здание сохранило в основном свой первоначальный облик. На его оси в 1821 г. соорудили ворота Большого Екатерининского парка «Любезным моим сослуживцам», по монаршей воле установленные первоначально у въезда в Софию, а затем перенесенные на их современное место. Планировка сада и строительные работы в целом были закончены в 1824 г.
image
В 1835 г. Николай 1 повелел в память о рождении в Царском Селе великого князя Николая Николаевича выкупить дачу супруги покойного государственного канцлера князя Кочубея. Покупка со всеми принадлежащими к ней строениями и садом, но без мебели, за объявленную княгиней Кочубей цену в триста тысяч рублей совершена из средств Удельного ведомства. До совершеннолетия Его Императорского Высочества дача оставалась в ведении Царскосельского дворцового правления. На время летних маневров на даче великого князя Николая Николаевича размещали штаб гвардейского корпуса и адъютантов великого князя Михаила Павловича. С 1839 г. она отводилась для жительства великой княгини Марии Николаевны с супругом, принцем Лейхтенбергским.
image
К совершеннолетию Николай Николаевича по проекту архитектора И. И. Шарлеманя в 1856–1857 гг. была осуществлена перестройка, но по окончании работ великий князь от дачи отказался. Проект же Шарлеманя получил высокую оценку и принес ему звание академика архитектуры, но его архитектурная карьера была прервана ввиду придирчивости владельца. О работе Шарлеманя напоминает эффектная терраса с двумя лестницами со скульптурами львов из итальянского мрамора на восточном фасаде здания.
image
В 1859 г. Александр II повелел называть дачу Царскосельским Запасным дворцом.
В 1875 г. Запасный дворец был предоставлен великому князю Владимиру Александровичу.
image
Третий сын императора Александра II родился в 1847 году. Владимир поспитывался и получил домашнее образование вместе со старшим братом, великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III). Между братьями всегда сохранялись теплые дружеские отношения. «Милый Владимир» или «Милый друг и брат» — так с детства привычно обращался император к великому князю.
Военную службу Владимир Александрович начал в 1864 году в Лейб-гвардии Преображенском полку. Десять лет спустя он уже генерал—лейтенант, начальник 1-й гвардейской пехотной дивизии. Участник русско-турецко войны 1877-1878, отличился в боях, награжден орденом Святого Георгия 3-й степени, золотой саблей с надписью «За храбрость». Почти четверть века - с 1881 до октября 1905 — командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа.
Великий князь Владимир занимался не только военной деятельностью! Знаток и любитель искусства, он с 1869 года стал товарищем президента, а с февраля 1876 президентом Императорской Академии художеств. Оказывал покровительство многим художникам, собрал замечательную коллекцию живописи, возглавлял Комитет по строительству храма Воскресения Христова («Спас на крови») в Петербурге.
Что касается Дворца- Архитектор А. Ф. Видов возвел здесь в 1876–1878 гг. три кавалерских дома для великокняжеской свиты, флигели для служащих, впоследствии ряд служебных построек дополнили гараж и ледник. В 1882 г. Александр III счел необходимым документально оформить передачу Запасного дворца Владимиру Александровичу в собственность на праве майората с особенными условиями.
image
image
Также Владимир Александрович был знаменит своим гурманством. В Париже он придирчиво изучал меню и наводил страх на метрдотелей, поваров и официантов. Зато когда после обильной трапезы выходил из ресторана, прислуга получала неслыханно щедрые чаевые. «Суровый, но изящный великий князь Владимир <...> обладал несомненным художественным талантом, — свидетельствовал великий князь Александр Михайлович. — Он рисовал, интересовался балетом и первый финансировал заграничные балетные турне С.Дягилева. Собирал старинные иконы, посещал два раза в год Париж и очень любил давать сложные приемы в своем изумительном дворце в Царском Селе».
«В своих дворцах в Петербурге и в Царском Селе её императорское высочество имела свой большой собственный двор.
Выражаясь светски, он являлся миниатюрной копией царского двора... "Grande dame" в лучшем смысле этого слома, но слишком требовательная в вопросах придворного этикета, великая княгиня великолепна в роли хозяйки, ведущей придворный прием», - вспоминал британский посол Дж. Бьюкенен.
По словам великого князя Александра Михайловича, Мария Павловна, жена Великого князя, «была очаровательной хозяйкой, и ее приемы вполне заслужили репутацию блестящих, которой они пользовались при европейских дворах.
image
image
Александр III не любил её за то, что она не приняла православия, что породило легенду о её «немецких симпатиях» (Мария Павловна приняла православие в 1908 году). «Должно сознаться, — писал А. А. Мосолов, — великая княгиня знала свое "ремесло" в совершенстве. Двор её первенствовал в Петербурге.
С восшествием на престол в 1894 году Николая II положение Владимира Александровича и его семьи существенно изменилось. В первые годы нового царствования старший дядя императора оказывал на племянника большое влияние. По свидетельстиу Л.А.Мосолова «Николай II испьгтывал перед Владимиром Александровичем чувство исключительной робости, граничащей с боязнью. Великий князь, вероятно, заметив впечатление, производимое им на императора» стал держаться в стороне от государственных вопросов».
image
image
У великокняжеской четы родились четыре сына:
-Александр (1875—1877), умер в младенчестве
-Кирилл (1876-1938),
-Борис (1877-1943), о нём уже был рассказ http://basilius3.livejournal.com/7843.html
-Андрей (1879-1956), о нём я еще расскажу отдельно, ведь его судьба и жизнь была связана с Матильдой Кшесинской.
и дочь, великая княжна Елена (1882-1957).
image
В связи с тем что Николай II за брак без разрешения лишил своего двоюродного брата (Кирилла Владимировича) звания флигель-адъютанта и великокняжеского денежного содержания, исключил его из Военной службы и выгнал из России, Владимир Александрович, возмущенный столь суровым наказанием, приравнивающим сына к государственным преступникам, подал в отставку. 25 октября 1905 царь подписал указ, объявлявший о том, что великий князь Владимир Александрович «уволен, согласно его просьбе, по расстроенному здоровью от должности Главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военного округа...».
Здоровье великого князя к этому времени действительно было подорвано. Посетивший его через несколько дней после отставки А.А.Половцев записал в дневнике: «4 ноября [1905]. Еду в Царское Село... Нахожу Владимира Александровича постаревшим на 10 лет». Отойдя от дел, он скончался 4 февраля 1909 в Петербурге на 62-м году жизни.
image
image
image
Овдовевшая великая княгиня Мария Павловна стала наследницей многих дел, которые возглавлял ее супруг. 23 февраля 1909 она была назначена Президентом Императорской Академии художеств. Великая княгиня активно включилась в устройство русских отделов на Международных выставках в Мюнхене, в Венеции и в Риме.
В 1910 году по последовало Высочайшее соизволение переименовать дворец во Владимирский.
Жизнь Марии Павловны тоже стоит отдельного рассказа, ведь многие её поступки и действия имели большое значение для Российской империи.
Еще в мае 1917 покинутый царскосельский Владимирский дворец подвергся разорению, и по распоряжению А. Ф. Керенского был передан местному Совету для «культурно-просветительных целей».
image
1941-1944 дворец горел и был разрушен, Крыша, перекрытия, отделка интерьеров при этом были уничтожены. По окончании войны предпринимались попытки восстановления и реконструкции дворца под общежитие школы партийного просвещения на 160 человек. Однако этого не случилось и общежития во Дворце не было.
image
Восстановительные работы провели в 1955-1958 гг. для использования под Дворец пионеров. Фасадам возвратили первоначальный исторический облик: раскрыли интерколумнии портиков, вернули гладкую штукатурку, восстановили дуговые лестницы по сторонам полуротонды, разобрали поздние шарлеманевские подъезд и террасу. Внутри же здание перепланировали с устройством зрительного зала, над крышей при этом вывели сценическую коробку.
После 1976 года во дворце была расположена театральная студия ГМЗ «Царское Село», "Интерстудио".
К 300-летию Царского Села Владимирский дворец был отреставрирован, а 24 июня 2010 года в нем состоялось торжественное открытие Царскосельского Дворца бракосочетаний.
image
image
image
И напоследок: Это единственное крупное творение Адама Менеласа ( http://basilius3.livejournal.com/6656.html ) в классическом стиле и, в силу некоторой несерьезности, игрушечности готических построек, в создании которых — здесь и в Петергофе — он преуспел, можно сказать, самое выдающееся его произведение. Здесь он выступает прямым наследником Чарльза Камерона, а через него и английского палладианства. Восточный фасад действительно напоминает творения Андреа Палладио, прежде всего виллу Фоскари («Мальконтента»). Противоположный же, выходящий к парку, отсылает к памятнику французской архитектуры — усадьбе в окрестностях Бордо, известной как «Квадратный дом». Вариацией этой виллы стала резиденция американских президентов, Белый дом, полуротонду которого постоянно можно видеть по телевизору. А ведь американский центр власти — ровесник Владимирского дворца.
image
image
image
image


Не нравится
Нравится
источник: http://interesniy-spb.livejournal.com/458925.html     рейтинг: 0  

Городской Блог