Центральный музей железнодорожного транспорта — один из старейших в мире технических музеев. Он был основан в 1813 году как «особый зал» для хранения моделей при Институте корпуса инженеров путей сообщения. Активное пополнение коллекции началось вместе с развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке. В 1859 году был издан специальный указ, согласно которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений: транспортных объектов, мостов, административных зданий, памятников и соборов. В 1862 году музей открылся для публики. В 1901-1902 годах для него было построено новое здание в Юсуповском саду. Музей пережил революцию, но чуть не погиб от бесхозяйственности в начале 1930-х годов. Во время войны его коллекции эвакуировались в Новосибирск.
В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения: альбомы, чертежи, фотографии, книги, более 300 моделей локомотивов и вагонов. 11 залов залов насыщены статическими и динамическими моделями и макетами. Несмотря на это, музей остаётся малоизвестным, лишь немногие приезжающие в Петербург туристы знают о его существовании.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16162/84064482.ee/0_95b28_89bbae65_orig.jpg)
1. На парадной лестнице посетителей встречает огромная карта железных дорог СССР.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17917/84064482.ee/0_95b27_ef6fed85_orig.jpg)
2. Под ней находятся компактные диорамы, показывающие эволюцию пассажирских и грузовых станций.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16162/84064482.ee/0_95b28_89bbae65_orig.jpg)
3.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15563/84064482.ee/0_95b29_6109dd37_orig.jpg)
4.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15589/84064482.ee/0_95b2a_bf3a5d2c_orig.jpg)
5.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15551/84064482.ee/0_95b2b_81ffb144_orig.jpg)
6. Первый зал посвящён зарождению железных дорог в мире и в Российской империи. В центре — бюст Франца Герстнера, построившего Царскосельскую железную дорогу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/84064482.ee/0_95b2c_7b69a90b_orig.jpg)
7. В зале представлены макеты первых паровозов Царскосельской железной дороги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15582/84064482.ee/0_95b2d_fa9493b_orig.jpg)
8. Первые отечественные железнодорожные билеты.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15521/84064482.ee/0_95b2e_60f0f474_orig.jpg)
9. Телеграфная линия Николаевской железной дороги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16170/84064482.ee/0_95b2f_e29bf8f1_orig.jpg)
10. Второй зал посвящён мостостроению.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15486/84064482.ee/0_95b31_59a5b9ca_orig.jpg)
11. Здесь представлены макеты самых различных мостовых сооружений.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15511/84064482.ee/0_95b32_96b287b7_orig.jpg)
12. Действующая модель подъёмного Волховского моста.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16167/84064482.ee/0_95b30_d969b40c_orig.jpg)
13. Модель Краснолужского моста на МОЖД.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15572/84064482.ee/0_95b34_3004e82b_orig.jpg)
14. Сейчас этот мост перенесён на новое место и превращён в пешеходный.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15513/84064482.ee/0_95b33_b3daa5d2_orig.jpg)
15. Срез лиственницы, спиленной при прокладке Транссиба.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16098/84064482.ee/0_95b35_9d6541df_orig.jpg)
16. В третьем зале можно увидеть макеты вагонов и паровозов царских времён, а также подлинные образцы первых в России аппаратов связи.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15569/84064482.ee/0_95b36_271066e6_orig.jpg)
17. Макет водонапорной башни на гиперболоидном основании.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/11/84064482.ee/0_95b37_4fd740d7_orig.jpg)
18. Первая, механическая автоматизация стрелок и семафоров.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15488/84064482.ee/0_95b38_a23069d3_orig.jpg)
19. Модели выполнены в разных масштабах и их разных материалов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/84064482.ee/0_95b39_15327912_orig.jpg)
20. Паровоз типа 1-2-0, строившийся на Коломенском заводе в конце XIX века.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15499/84064482.ee/0_95b3a_10dcff49_orig.jpg)
21. Макет паровоза «С» выпуска 1911 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15592/84064482.ef/0_95b3c_dcc85605_orig.jpg)
22. Товарный паровоз типа 0-3-0+0-3-0 марки ФН (Ферли). Они строились в 1879 году заводом Зигля в Вене.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15502/84064482.ee/0_95b3b_d55b6efd_orig.jpg)
23. Разрез товарного паровоза, выполненный в московских мастерских Московско-Брестской железной дороги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15530/84064482.ef/0_95b3d_f9989a07_orig.jpg)
24. Уникальная, полностью деревянная модель.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17934/84064482.ef/0_95b3e_43986330_orig.jpg)
25. Это пассажирский паровоз типа 1-2-0.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/84064482.ef/0_95b3f_758b9d26_orig.jpg)
26. Модель сделана великолепно!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/84064482.ef/0_95b40_5a4fbe4f_orig.jpg)
27. Макеты пассажирских вагонов Транссибирского экспресса.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15510/84064482.ef/0_95b41_78bb5fa9_orig.jpg)
28. Купейный вагон.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15528/84064482.ef/0_95b42_f2879227_orig.jpg)
29. Вагон-ресторан (точнее, вагон-салон).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16103/84064482.ef/0_95b43_826eb3a3_orig.jpg)
30. Пригородный поезд. В таких вагонах не было системы отопления. Пассажирам либо выдавали покрывала, либо под сиденье клали горячие кирпичи, которые после остывания можно было заменить, но уже за дополнительную плату.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15556/84064482.ef/0_95b44_4c22568e_orig.jpg)
31. Вагон третьего класса, с деревянными полками. Интересно, что верхние полки раскладывались и соединялись в одну. На них переселенцы забирались втроём-вчетвером и лежали вместе с перевозимой домашней скотиной. Так было теплее.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16173/84064482.ef/0_95b46_11059524_orig.jpg)
32. Что-то похожее было и в вагоне 3-го класса Северо-Кавказских железных дорог в 1890-1900 годы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/84064482.ef/0_95b45_5ade97d3_orig.jpg)
33. Двухосный вагон для перевозки живой рыбы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15494/84064482.ef/0_95b47_35e6e8ad_orig.jpg)
34. Несколько аппаратов связи и автоматики.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15580/84064482.ef/0_95b48_5fa1d1cc_orig.jpg)
35. Буквопечатающий телеграфный аппарат Юза с гиревым приводом фирмы «Сименс и Гальске», Петербург, 1870-1880-е годы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15596/84064482.ef/0_95b49_1dc7731c_orig.jpg)
36. Несколько экспонатов родом из XX века.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/84064482.ef/0_95b4a_457dd2ca_orig.jpg)
37.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17846/84064482.ef/0_95b4b_f303d232_orig.jpg)
38. Небольшой зал № 5 посвящён войне.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15555/84064482.ef/0_95b4e_a475f4d4_orig.jpg)
39. Немецкий путеразрушитель системы «крюк». За время войны было разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, более 13 тысяч искусственных сооружений, более 4 тысяч станций. Новые линии прокладывали со скоростью 16 км за день. Восстановлено было 115 тысяч километров железных дорог (некоторые дороги восстанавливались по два-три раза).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15499/84064482.ef/0_95b4d_ded0f209_orig.jpg)
40. Шестой зал посвящён строительству железных дорог и путевым строительным машинам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16153/84064482.ef/0_95b4f_f0b9a212_orig.jpg)
41. Типы железнодорожных насыпей и выемок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15520/84064482.ef/0_95b52_90d4b23f_orig.jpg)
42. Фрагменты полотна, демонстрирующие крепёж рельсов и конструкцию стыков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15577/84064482.ef/0_95b55_24487b8_orig.jpg)
43. Меня всегда завораживал вид таких пересечений. Как будто пути собраны в букет.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15520/84064482.ef/0_95b53_1e345d4a_orig.jpg)
44. Старинные приспособления, которыми путейцы проверяли рельсы. Профилограф.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16108/84064482.ef/0_95b50_2b347043_orig.jpg)
45. Катучий шаблон для измерения ширины колеи и возвышения рельса.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15568/84064482.ef/0_95b51_838fe3ac_orig.jpg)
46. Виды столбиков и указателей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16184/84064482.ef/0_95b54_71db65e_orig.jpg)
47. Экспозиция зала в основном создавалась в 1960-1970-е годы, поэтому одну из стен занимает плакат с изображением БАМа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15567/84064482.ef/0_95b56_c22fce77_orig.jpg)
48. Модель путеукладочного крана УК25/21 системы В.И. Платонова.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/84064482.ef/0_95b58_b89090a2_orig.jpg)
49. Сколько труда вложено в создание этих макетов!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15495/84064482.ef/0_95b57_48ec7cd1_orig.jpg)
50. Многое из этого сделано руками студентов-инженеров.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15529/84064482.ef/0_95b59_33599861_orig.jpg)
51.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15496/84064482.ef/0_95b5a_23354b1d_orig.jpg)
52.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15531/84064482.ef/0_95b5c_da604da0_orig.jpg)
53. Макет балластировочной машины Б-5.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/84064482.ef/0_95b5b_b652f3c9_orig.jpg)
54. Машина была отмечена 1-й премией Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15514/84064482.ef/0_95b5d_a86c7573_orig.jpg)
55. Она создана в 1938 году конструкторами В.А. Алёшиным, Ф.Д. Барыкиным и П.Г. Белогорцевым.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/84064482.ef/0_95b5e_766dd098_orig.jpg)
56.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15558/84064482.ef/0_95b5f_884866a0_orig.jpg)
57.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15511/84064482.ef/0_95b60_2d175399_orig.jpg)
58. Модель путевой самоходной рельсосварочной машины ПРСМ-3.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15559/84064482.ef/0_95b61_fff6646_orig.jpg)
59. Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3 (БРС).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15483/84064482.ef/0_95b63_5588738d_orig.jpg)
60. В зале № 8 представлена обширная коллекция моделей вагонов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15505/84064482.ef/0_95b62_2bbf7646_orig.jpg)
61. Восьмиосная цистерна модели 15-880 для перевозки светлых нефтепродуктов (бензина и пр.).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15550/84064482.ef/0_95b64_d1805738_orig.jpg)
62. Вагон-ледник.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15569/84064482.ef/0_95b65_8fcc2f03_orig.jpg)
63. Рефрижератор.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15525/84064482.ef/0_95b67_fec718b0_orig.jpg)
64. Двадцатиосный (!) транспортёр.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15512/84064482.ef/0_95b66_24ddca46_orig.jpg)
65. На стенах залов висят тематические картины.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15491/84064482.ef/0_95b68_e5271274_orig.jpg)
66. Модель, демонстрирующая принцип работы движителя паровоза Л.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17911/84064482.ef/0_95b69_a60801ff_orig.jpg)
67. Гордость музея — коллекция локомотивов в зале № 7.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15541/84064482.ef/0_95b6b_213c3ac8_orig.jpg)
68. Здесь представлены модели наиболее распространенных и интересных локомотивов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17840/84064482.ef/0_95b6a_a57cf5fe_orig.jpg)
69. Двухсекционный грузовой тепловоз серии 2ТЭ10Л.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15504/84064482.ef/0_95b6c_97732205_orig.jpg)
70. Внутри кабины.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15529/84064482.ef/0_95b6d_d34e4a1_orig.jpg)
71. Маневровый тепловоз ТГМ3-012.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/84064482.ef/0_95b6e_98866676_orig.jpg)
72.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15516/84064482.ef/0_95b6f_5ed8e85a_orig.jpg)
73. Маневровый тепловоз ТЭМ2-003.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16100/84064482.f0/0_95b70_950e2d4f_orig.jpg)
74. Один из первых в мире магистральных тепловозов — ГЭ1 инженера Я.М. Гаккеля.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15576/84064482.f0/0_95b71_23700dc0_orig.jpg)
75. Двухсекционный газотурбовоз ГТ101-001.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17865/84064482.f0/0_95b72_6ec4d4b0_orig.jpg)
76.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16135/84064482.f0/0_95b73_b0a5ca1e_orig.jpg)
77. Тепловоз ТЭ10.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15528/84064482.f0/0_95b74_c3cc0748_orig.jpg)
78. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ80-001.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15533/84064482.f0/0_95b75_65c9c498_orig.jpg)
79. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ85-005.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16162/84064482.f0/0_95b76_c729ec22_orig.jpg)
80. Электропоезд ЭР10-001.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15516/84064482.f0/0_95b77_3e862b45_orig.jpg)
81.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15511/84064482.f0/0_95b78_a3a27c0e_orig.jpg)
82.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/84064482.f0/0_95b79_4a5ef5a6_orig.jpg)
83. Также в зале сохранился автоматический стенд, рассказывающий о детских железных дорогах в СССР.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17934/84064482.f0/0_95b7b_4f7498f6_orig.jpg)
84. В зале «вагоностроение» кроме уже упомянутых вагонов представлены макеты так и не реализованных проектов. Например, аэропоезд инженера С.С. Вальднера и шаропоезд инженера Н.Г. Ярмольчука
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15558/84064482.f0/0_95b7a_553efa5d_orig.jpg)
85. Также в зале представлен подлинный фрагмент советского вагона повышенной комфортности. За дверью слева имеется туалет и душ.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15564/84064482.f0/0_95b7c_94b601c9_orig.jpg)
86.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15483/84064482.f0/0_95b7d_b120cce9_orig.jpg)
87. Макет опытного двухэтажного вагона с куполом для обозрения местности. Построен Ленинградским заводом имени Егорова в 1965 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/84064482.f0/0_95b7f_eb57481f_orig.jpg)
88.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15518/84064482.f0/0_95b7e_2056339e_orig.jpg)
89.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/84064482.f0/0_95b80_777e5f19_orig.jpg)
90. Такой могла бы стать новая, скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург, но у нас пошли по самому простому пути, использовав старую Николаевскую трассу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15570/84064482.f0/0_95b81_26f7476d_orig.jpg)
91. Наконец, самые интересные экспонаты музея. Действующий макет сортировочной горки создан в 1935 году, одновременно с первой в СССР горкой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16108/84064482.f0/0_95b84_4eaa0696_orig.jpg)
92. Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой ж.д. с первой механизированной горкой в стране, введённая в эксплуатацию в 1934 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15483/84064482.f0/0_95b85_e1f2a8da_orig.jpg)
93. Работой горки управляет экскурсовод.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15494/84064482.f0/0_95b86_6ca40c7_orig.jpg)
94.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16146/84064482.f0/0_95b87_c09391eb_orig.jpg)
Как это работает в живую, можно посмотреть на видео:
95. Рядом с макетом можно увидеть подлинный маршрутный горочный накопитель, работавший на сортировочной горке с 1940-х по 1960-е годы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15568/84064482.ef/0_95b4c_10dce8dc_orig.jpg)
96. А вот модель устройств, затормаживающих вагоны при сходе с горки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/84064482.f0/0_95b82_85f06fbe_orig.jpg)
97.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15518/84064482.f0/0_95b83_bdf42e24_orig.jpg)
98. Один из немногих современных экспонатов музея — эта огромная карта, подаренная РЖД.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15490/84064482.f0/0_95b88_4a437519_orig.jpg)
99. Весь последний зал занимает один экспонат — макет электрифицированного участка железной дороги. Он демонстрирует работу автоматики, регулирующей движение поездов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16110/84064482.f0/0_95b89_cecc7e6a_orig.jpg)
100. Макет управляется подлинными пультами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17840/84064482.f0/0_95b8a_7c97173e_orig.jpg)
101. Здесь представлены пульты ДЦ (диспетчерской централизации), МРЦ (маршрутно-релейной централизации), ЭЦ (электрической централизации) и МКУ (маршрутно-ключевого управления).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15537/84064482.f0/0_95b8b_a03b5cd_orig.jpg)
102. По макету, следуя указаниям автоматики, может ездить трёхвагонная электричка ЭР2 в масштабе 1:50.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/84064482.f0/0_95b8c_3bff6b6_orig.jpg)
103. Длина пути макета — 43 метра.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15551/84064482.f0/0_95b8d_f47e3de6_orig.jpg)
104. На нём расположено четыре станции.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15510/84064482.f0/0_95b8e_a3fe4b8e_orig.jpg)
105. Макет создан в 1930-е годы, но до сих пор работает и демонстрируется на каждой экскурсии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/84064482.f0/0_95b90_8a7405b9_orig.jpg)
106. На этом обзор музея можно считать законченным.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15584/84064482.f0/0_95b8f_f90efc35_orig.jpg)
107. Напоследок стоит упомянуть о том, что во дворе имеется небольшая открытая экспозиция, но сюда посетители обычно не доходят.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15520/84064482.f0/0_95b91_e5d72d55_orig.jpg)