Центральный музей железнодорожного транспорта — один из старейших в мире технических музеев. Он был основан в 1813 году как «особый зал» для хранения моделей при Институте корпуса инженеров путей сообщения. Активное пополнение коллекции началось вместе с развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке. В 1859 году был издан специальный указ, согласно которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений: транспортных объектов, мостов, административных зданий, памятников и соборов. В 1862 году музей открылся для публики. В 1901-1902 годах для него было построено новое здание в Юсуповском саду. Музей пережил революцию, но чуть не погиб от бесхозяйственности в начале 1930-х годов. Во время войны его коллекции эвакуировались в Новосибирск.
В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения: альбомы, чертежи, фотографии, книги, более 300 моделей локомотивов и вагонов. 11 залов залов насыщены статическими и динамическими моделями и макетами. Несмотря на это, музей остаётся малоизвестным, лишь немногие приезжающие в Петербург туристы знают о его существовании.
1. На парадной лестнице посетителей встречает огромная карта железных дорог СССР.
2. Под ней находятся компактные диорамы, показывающие эволюцию пассажирских и грузовых станций.
3.
4.
5.
6. Первый зал посвящён зарождению железных дорог в мире и в Российской империи. В центре — бюст Франца Герстнера, построившего Царскосельскую железную дорогу.
7. В зале представлены макеты первых паровозов Царскосельской железной дороги.
8. Первые отечественные железнодорожные билеты.
9. Телеграфная линия Николаевской железной дороги.
10. Второй зал посвящён мостостроению.
11. Здесь представлены макеты самых различных мостовых сооружений.
12. Действующая модель подъёмного Волховского моста.
13. Модель Краснолужского моста на МОЖД.
14. Сейчас этот мост перенесён на новое место и превращён в пешеходный.
15. Срез лиственницы, спиленной при прокладке Транссиба.
16. В третьем зале можно увидеть макеты вагонов и паровозов царских времён, а также подлинные образцы первых в России аппаратов связи.
17. Макет водонапорной башни на гиперболоидном основании.
18. Первая, механическая автоматизация стрелок и семафоров.
19. Модели выполнены в разных масштабах и их разных материалов.
20. Паровоз типа 1-2-0, строившийся на Коломенском заводе в конце XIX века.
21. Макет паровоза «С» выпуска 1911 года.
22. Товарный паровоз типа 0-3-0+0-3-0 марки ФН (Ферли). Они строились в 1879 году заводом Зигля в Вене.
23. Разрез товарного паровоза, выполненный в московских мастерских Московско-Брестской железной дороги.
24. Уникальная, полностью деревянная модель.
25. Это пассажирский паровоз типа 1-2-0.
26. Модель сделана великолепно!
27. Макеты пассажирских вагонов Транссибирского экспресса.
28. Купейный вагон.
29. Вагон-ресторан (точнее, вагон-салон).
30. Пригородный поезд. В таких вагонах не было системы отопления. Пассажирам либо выдавали покрывала, либо под сиденье клали горячие кирпичи, которые после остывания можно было заменить, но уже за дополнительную плату.
31. Вагон третьего класса, с деревянными полками. Интересно, что верхние полки раскладывались и соединялись в одну. На них переселенцы забирались втроём-вчетвером и лежали вместе с перевозимой домашней скотиной. Так было теплее.
32. Что-то похожее было и в вагоне 3-го класса Северо-Кавказских железных дорог в 1890-1900 годы.
33. Двухосный вагон для перевозки живой рыбы.
34. Несколько аппаратов связи и автоматики.
35. Буквопечатающий телеграфный аппарат Юза с гиревым приводом фирмы «Сименс и Гальске», Петербург, 1870-1880-е годы.
36. Несколько экспонатов родом из XX века.
37.
38. Небольшой зал № 5 посвящён войне.
39. Немецкий путеразрушитель системы «крюк». За время войны было разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, более 13 тысяч искусственных сооружений, более 4 тысяч станций. Новые линии прокладывали со скоростью 16 км за день. Восстановлено было 115 тысяч километров железных дорог (некоторые дороги восстанавливались по два-три раза).
40. Шестой зал посвящён строительству железных дорог и путевым строительным машинам.
41. Типы железнодорожных насыпей и выемок.
42. Фрагменты полотна, демонстрирующие крепёж рельсов и конструкцию стыков.
43. Меня всегда завораживал вид таких пересечений. Как будто пути собраны в букет.
44. Старинные приспособления, которыми путейцы проверяли рельсы. Профилограф.
45. Катучий шаблон для измерения ширины колеи и возвышения рельса.
46. Виды столбиков и указателей.
47. Экспозиция зала в основном создавалась в 1960-1970-е годы, поэтому одну из стен занимает плакат с изображением БАМа.
48. Модель путеукладочного крана УК25/21 системы В.И. Платонова.
49. Сколько труда вложено в создание этих макетов!
50. Многое из этого сделано руками студентов-инженеров.
51.
52.
53. Макет балластировочной машины Б-5.
54. Машина была отмечена 1-й премией Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
55. Она создана в 1938 году конструкторами В.А. Алёшиным, Ф.Д. Барыкиным и П.Г. Белогорцевым.
56.
57.
58. Модель путевой самоходной рельсосварочной машины ПРСМ-3.
59. Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3 (БРС).
60. В зале № 8 представлена обширная коллекция моделей вагонов.
61. Восьмиосная цистерна модели 15-880 для перевозки светлых нефтепродуктов (бензина и пр.).
62. Вагон-ледник.
63. Рефрижератор.
64. Двадцатиосный (!) транспортёр.
65. На стенах залов висят тематические картины.
66. Модель, демонстрирующая принцип работы движителя паровоза Л.
67. Гордость музея — коллекция локомотивов в зале № 7.
68. Здесь представлены модели наиболее распространенных и интересных локомотивов.
69. Двухсекционный грузовой тепловоз серии 2ТЭ10Л.
70. Внутри кабины.
71. Маневровый тепловоз ТГМ3-012.
72.
73. Маневровый тепловоз ТЭМ2-003.
74. Один из первых в мире магистральных тепловозов — ГЭ1 инженера Я.М. Гаккеля.
75. Двухсекционный газотурбовоз ГТ101-001.
76.
77. Тепловоз ТЭ10.
78. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ80-001.
79. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ85-005.
80. Электропоезд ЭР10-001.
81.
82.
83. Также в зале сохранился автоматический стенд, рассказывающий о детских железных дорогах в СССР.
84. В зале «вагоностроение» кроме уже упомянутых вагонов представлены макеты так и не реализованных проектов. Например, аэропоезд инженера С.С. Вальднера и шаропоезд инженера Н.Г. Ярмольчука
85. Также в зале представлен подлинный фрагмент советского вагона повышенной комфортности. За дверью слева имеется туалет и душ.
86.
87. Макет опытного двухэтажного вагона с куполом для обозрения местности. Построен Ленинградским заводом имени Егорова в 1965 году.
88.
89.
90. Такой могла бы стать новая, скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург, но у нас пошли по самому простому пути, использовав старую Николаевскую трассу.
91. Наконец, самые интересные экспонаты музея. Действующий макет сортировочной горки создан в 1935 году, одновременно с первой в СССР горкой.
92. Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой ж.д. с первой механизированной горкой в стране, введённая в эксплуатацию в 1934 году.
93. Работой горки управляет экскурсовод.
94.
Как это работает в живую, можно посмотреть на видео:
95. Рядом с макетом можно увидеть подлинный маршрутный горочный накопитель, работавший на сортировочной горке с 1940-х по 1960-е годы.
96. А вот модель устройств, затормаживающих вагоны при сходе с горки.
97.
98. Один из немногих современных экспонатов музея — эта огромная карта, подаренная РЖД.
99. Весь последний зал занимает один экспонат — макет электрифицированного участка железной дороги. Он демонстрирует работу автоматики, регулирующей движение поездов.
100. Макет управляется подлинными пультами.
101. Здесь представлены пульты ДЦ (диспетчерской централизации), МРЦ (маршрутно-релейной централизации), ЭЦ (электрической централизации) и МКУ (маршрутно-ключевого управления).
102. По макету, следуя указаниям автоматики, может ездить трёхвагонная электричка ЭР2 в масштабе 1:50.
103. Длина пути макета — 43 метра.
104. На нём расположено четыре станции.
105. Макет создан в 1930-е годы, но до сих пор работает и демонстрируется на каждой экскурсии.
106. На этом обзор музея можно считать законченным.
107. Напоследок стоит упомянуть о том, что во дворе имеется небольшая открытая экспозиция, но сюда посетители обычно не доходят.