Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Интересное о петербургском метро

22:10, 23.12.2014  pantv

Оригинал взят у pantv в Интересное о петербургском метро


Петербургский метрополитен всегда был авангардом метрополитена СССР.
Наше метро является экспериментальным - на ленинградцах обкатывали все новинки науки и техники (от поездов до турникетов). Технические новинки сначала проверяли на ленинградцах, а уже потом применяли в Москве и других городах СССР.



Петербургский метрополитен - самый глубокий, самый северный и самый западный метрополитен в России. Он не только самый глубокий в России, он занимает второе место в мире по глубине заложения после Пхеньяна.

Уверен, наше метро еще и самое красивое и логичное ))) в нем нет бесчисленных лесенок, спусков, подъемов и непонятных переходов. У нас все логично - спуск... поезд... эскалатор... выход а город...

Далее некоторые примечательные факты из истории петербургского метро


Строитель Дороги Жизни и первые станции метро

Первым "хозяином" метро можно считать Ивана Зубкова. Он возглавлял Строительство №5 Наркомата путей сообщения, будущий Метрострой, он участвовал в проектировании и создании заделов для будущих станций первой очереди первой линии Ленинградского метрополитена: от "Автово" до "Площади Восстания".

Из-за начала войны строительство пришлось прервать, возобновилось оно только в 1946 году, но уже без Зубкова: строитель Дороги жизни погиб в авиакатастрофе за два года до этого.


Встретить Новый год в метро?!  Реальность!

Наше метро работает и перед новым годом и сразу после него. Пару лет назад в метро встретили Новый год не только опоздавшие, но и те кто могли встретить на поверхности ))) на станции метро Адмиралтейская встал эскалатор. Пока его запускали, пришел Новый год. Интересно как у людей этот год прошел. В любом случае, всю жизнь его вспоминать будут.

Петербургское метро с 31 на 1 января в 1.30 ночи




Горизонтальные   лифты

Первая в мире станция "горизонтальный лифт" была открыта 29 апреля 1961 года и получила название "Парк Победы". Всего в Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала "Звездная", открытая в 1972 году.



Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название "горизонтального лифта". И дешево (не надо совершать оттделку вестибюля на платформе, повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.

Существует легенда, что во время торжественного открытия станции заело механизм открывания дверей-створок. и перед высоким московским начальством их открывали переодетые в форму красноармейцев работники метро.

Начальство ничего не заметило, даже похвалило за новаторство и театральный  нестандартный подход. Подробнее под ссылкой ниже.

Позже выяснилось, что эксплуатация "горизонтальных лифтов" слишком дорога и такие станции остались лишь в Ленинграде.

На фото станция метро "Маяковская".



Подробный пост - "Горизонтальные лифты петербургского метро"

Сейчас власти С-Петербурга в какой-то мере решили вернуться к идее "горизонтального лифта", обязав все новые станции оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском метрополитене. Но былого шарма у этой задумки, скорее всего, уже не будет.


Станции, которые так и не появились

Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где - со сложной геологической обстановкой.

Например, когда проектировали Московско-Петроградскую ("синюю") линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз.

По геологической причине появились так называемые "американские горки" в петербургском метрополитене. Иногда закладывает уши на перегоне между "Невским  проспектом" и "Горьковской".

 Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.

Из-за риска размывов и просачивания подземных вод между "Московской" и "Звездной" поезд идет так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто (фото с другого места)))



Кроме того, народная молва уже давно и стабильно утверждает что за большими массивными подземными воротами в тупике у станции метро Нарвская находится секретный завод. Ночами массивные створки открываются и на завод отправляется сырье и детали, а обратно вывозится готовая продукция.

Станций "Адмиралтейская" должно было быть две. Вторую (на Невско-Василеостровской линии) сейчас не представляется возможным построить. Во-первых, потому что для этого придется останавливать движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он должен быть).

Не появились станции и на пересечении Литейного с Невским, на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между "Площадью Александра Невского" и "Елизаровской" (самый длинный перегон).


Станции  -  призраки

"Станциями - призраками" обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время "Адмиралтейская". Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от "Садовой" до "Спортивной" видели полутемный зал. Такой же долгое время была и станция "Обводный Канал", для которой вестибюль строили слишком долго.

На станции «Пушкинская» напротив платформ, над путями, есть металлические двери. На которых красивыми цифрами написан год «1955». Но это неправильный год открытия станции. Почти пол года мимо нее проносились поезда не останавливаясь (станция была еще призраком) и лишь в 1956 она приняла первых пассажиров.

Есть в Петербурге и бывшая станция. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция "Дачное". Она была единственной наземной открытой станцией в городе - климат появлению подобных строений не очень способствовал - и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли "Ленинского проспекта" и "Проспекта Ветеранов".



В 13:00 5 октября 1977 года из "Дачного" ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО-5 ГИБДД (Трамвайный проспект 18-а).



На станции снимали несколько фильмов: «Его звали Роберт» (1967), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) и «Шаг навстречу» (1975).


Метро - человеческий могильник? О мистике в метро

Существует легенда, что в шахты метро свозили замерзшие трупы погибших ленинградцев во время блокады, с целью избежать эпидемий.
Все заводы с печами в блокадное время и так работали на износ по сжиганию трупов. Зимой трупы складывали даже на улицах. Перед самой войной шахты доделать не успели и во время блокады (якобы) в них складировали трупы умерших. Действительно, некоторые тоннели построенные до войны и ныне наглухо замурованы. Если там не устраивали могильников, то возможной причиной могут быть проблемы с геологией. Но странно что после войны в замурованных станциях не стали проводить осмотров и проверок, ведь тоннели уже были готовы, возможно не пострадали от бомбежек и их можно было использовать для нужд метро.
Есть неофициальные свидетельства, что действительно в тяжелые годы блокады некоторые пройденные стволы использовали для складирования трупов, которые свозили с ближайших районов города, дабы избежать возникновения эпидемий.

Время действительно было сложное. Трупы приходилось складывать даже просто на улицах или в некоторых жилых домах и храмах просто штабелями. Я уже писал об этом пост - Самая страшная и узкая улица Петербурга

Во время войны на территории будущего Московского парка Победы находился крематорий, где было сожжено очень много погибших в блокаду. Территория парка является местом самой массовой кремации в истории человечества. Пепел "хоронился" в прудах парка или просто высыпался на землю. Осенью 1945 года там заложили "Парк победы", а потом и одноименную станцию метро. По сути, и парк и метро это одно большое кладбище. Пост о парке:
Ленинградский "Московский парк Победы"


Возможно поэтому многие дигеры встречаются под землей со странными свечениями, привидениями и разным необъяснимым и потусторонним. Ночами по рельсам бродит целая "бригада" метростроевцев-призраков



Случаются и иные странности. Люди часто проезжают станцию метро "Политехническая" и выходят уже на "Академической". С чем это связано никто не знает, но человек помнит как закрывались двери на станции метро "Площадь мужества"... поезд шел без остановок и прибывал на станцию метро "Академическая", каким-то мистическим образом минуя "Политехническую" (кстати подобные "пропуски" случаются в московском метрополитене). Такие "провалы" в памяти были не совсем вагоном, а лишь с отдельными пассажирами, поэтому на претензии прозевавших "Политех", другие пассажиры взирали с недоумением.

Газета "Аномальные новости"писала:
"... в Санкт-Петербурге 4 декабря 1995 года в 20.10 со стороны входа на станцию метро Академическая пассажиры наблюдали НЛО в виде красного шара. Объект внезапно вспыхнул на высоте 10-12 метров и затем исчез.
На следующий день стало известно, что накануне на станции метро «Площадь мужества» произошел прорыв плывуна в расположенные неподалеку тоннели"...

Совпадение или что-то иное?


До основания, а затем...

При строительстве наземных павильонов метро в Санкт-Петербурге были уничтожены церкви Знаменская, Спас-на-Сенной и церковь Космы и Дамиана. Сейчас на их месте находятся павильоны трех станций - «Площадь Восстания»...



«Сенная площадь» ...



... и «Чернышевская»...



Может быть потому и жуть...


Размывы и аварии

Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство.
Самый знаменитый размыв случился между "Площадью Мужества" и "Лесной" в 1995 году, но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974 году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий.



Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм "Прорыв", где директора Метростроя играет постаревший Олег Быков: там же один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом. В реальности так и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Метро восстановили. Но в 1995 году плывун опять прорвал стенку тоннеля. Теперь его пришлось замуровывать.

21 ноября 2001 года в шахту был опущен проходческий щит «Виктория». Которому удалось соверщить то что не удавалось ранее никому. Восстанавливали и делали обход затопленных веток 7 лет.



Я как раз живу у Академической в 5 минутах пешком от станции и помню радость путешествий на маршрутках и автобусах вместо метро. Приятного в тех воспоминаниях мало. Кому интересно даю ссылку на подробный пост об этой аварии.

Самая серьезная авария в петербургском метро

Ныне особым шиком у экстрималов считается искупаться в шахте. Пост как там купаются



Случались аварии и на других станциях. Например станцию "Пушкинская" планировалось открыть в первой очереди 15 ноября 1955 года, но ее открытие перенесли на следующий год из-за того, что наклонный ход с эскалатором обрушился перед самым открытием.


Московский след в нашем метро

Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций, построенных в 1960 - 1970-е - это колонные неглубокого заложения. В народе их прозвали "сороконожками". Это дети хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно появились аккуратные залы с длинными рядами геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько похожи друг на друга, что их постоянно путают.



Но в Петербурге тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато украшенная "Автово" без эскалатора (на фото), находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром. И под землей и на земле и над землей, все как в Москве)))
Еще подобные "Ленинский Проспект" и "Проспект Ветеранов", такие же московского типа "сороконожки" с множеством выходов и без вестибюлей.

Станция еще знаменита хрустальными колоннами. До нее стеклянные колонны применялись только архитектором Камероном в Екатерининском дворце в городе Пушкине и архитектором Старовым, поставившим колонны из розового стекла в Зимнем дворце.



Этим исчерпываются все попытки делать хрустальные колонны в зданиях. На станции "Автово" хрустальные колонны впервые служат не только украшением, но и прочной опорой для потолка.

Кстати, на станции всего 16 колонн из 46 имеют стеклянную облицовку. Подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем, а после этого не возвращались к этому проекту из-за плохого отношения Хрущева к "архитектурным излишествам".



Название станций, как конструктор... КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ - НОВОЧЕРКАССКАЯ

С буквами у станции Новочеркасская", как у классиков кино: "Сначала планировали казни. Потом танцы. А потом решили совместить."

В середине прошлого века в Ленинграде переименовали Новочеркасский проспект в Красногвардейский. Открываемая станция получила такое же имя - "Красногвардейская".
Прошло время красногвардейцев и наступила новая пора переименований. В 1992 году проспекту вернули прежнее название "Новочеркасский". В результате получилось что Красногвардейская площадь в одном месте, а станция "Красногвардейская" в другом. Тогда решили переименовать и станцию.



Но народ у нас смекалистый и хозяйственный, особенно среди снабженцев. Они заметили, что из длинного слово Красногвардейская можно легко составить слово Новочеркасская. Нужно всего лишь добавить две буквы "Ч" и "О". Кроме того останется еще аж 5 свободных букв которые можно увезти на дачу.

Буквы "О", которые практически "один в один", удалось достать. Видимо их позаимствовали с названий в подземном переходе, а вот "Ч" не нашли. Ведь в слове "Красногвардейская" Ч вообще нет.
Метростроевцы заказали похожие по размеру бронзовые буквы "Ч". Могу сказать одно - хотели, как лучше...
Результат этой смекалки люди наблюдали на станции метро "Новочеркасская" аж до 2011 года. Время "Ч" наступило в ночь с 10 на 11 октября. Буквы были заменены но не по инициативе Метрополитена!
Как вы думаете кто поднял эту тему и добился замены буквы "Ч"? Буква была заменена благодаря БЛОГЕРУ  ЖЖ lemonad
Именно он поднял эту тему
про букву «Ч» а затем добился замены буквы «Ч» (пост после замены)
Подробно об этой станции я писал здесь  Название станции, как конструктор или время "Ч"


Самый Ленинский метрополитен в мире!

Самая высокая концентрация Ленинизма в СССР была в названии станции "Площадь ЛЕНИНА", ЛЕНИНградского, ордена ЛЕНИНА, метрополитена имени В.И. ЛЕНИНА"...




Переходы...

Именно в Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном вестибюлей "Технологического института" (построен в 1961 году) поезда двух линий едут на юг, в другом - на север.

Многим такая система нравится, говорят что переход намного удобнее, чем где-либо еще.



Но это не все новации. В Петербурге есть единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом стиле "Спортивная". Правда, перехода пока тут нет. Два пустых пути - это будущая Кольцевая линия. Правда, пока неизвестно, когда точно она появится. В планах развития нет ни четких дат проектирования, ни четких дат строительства. Говорят, что все будет после 2025 года.


Сталин,  Пушкин и культ личности

Ленинградский метрополитен строили при Сталине, не удивительно, что почти все станции первой линии украсили его портретами.

При строительстве станции метро «Сталинская» Ленинградского метрополитена, архитекторами было создано огромное мозаичное панно вождя народов на фоне кровавых кумачей. Панно располагалось в торце главного нижнего зала станции и при спуске под землю, перед советскими людьми постепенно выплывал лик всенародно любимого Иосифа Виссарионовича.



15 ноября 1955 года станция Сталинская была торжественно открыта. К сожалению для нее вскоре началась борьба с культом личности. С метро стали постепенно исчезать портреты вождя народов.

В 1961 году пассажиры, спустившиеся вниз, были удивлены тем, что мозаичное панно пропало. Вместо привычного Сталина перед ними всплывала... фанерная стена. Позже фанеру заменили на каменные блоки, а общественности объявили что мозаика пострадала при расширении вестибюля и поэтому закрыта.

Кроме этого есть легенда, что испарился Сталин и с некоторых барельефов. Мол с барельефа который на фото, Сталин исчез за одну ночь, а вместо вождя появился мужик с флагом очень похожий на Путина. И получилось, что люди с барельефа так влюбленно на него взирают, словно он не флаг несет, а икону... )))



Ныне из всего "сталинского изобилия" остался только небольшой барельеф со Сталиным на "Площади Восстания". Правильнее было бы его назвать "Непонятный мужик в халате за Лениным" наверное поэтому и оставили.



Возможно, что его просто не успели заменить или заметить ))), как Хрущев ушел на пенсию был свергнут и острая необходимость в этом отпала.



Зато Пушкин стал единственным (после Ленина) историческим героем, которому в Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба - работы Аникушина. Тот, что на "Пушкинской" - молодой поэт в пиджачке (на фото), тот, что на "Черной Речке" - уже зрелый литератор, который, по задумке скульптора, "как бы ждет гостей на бал". Ниже ссылка на пост о культе личности в Ленинграде подробне.
О культе личности Сталина в Ленинграде


Станции  с  опечатками  и  курьезами

На станции Спасская имеется место, которое после открытия станции вызвало много споров. Доминантой на станции является панно, которое должно было отразить благодарность потомков зодчим Петербурга.
Однако на панно получилось, что станция посвящена некоему «Зодчеству Петербурга». Но если по этому пункту ещё можно долго спорить, то ошибки в фамилиях великих архитекторов вызывают недоумение у тех, кто хорошо знает историю родного города.



Фамилия Валлен-Деламот (Vallin de la Mothe) превратилась в Деламот, архитектор Тома де Томон превратился в Детомона.
Из трёх архитекторов семьи Бенуа предпочтение отдали только Николаю Леонтьевичу и Леонтию Николаевичу, указав буквы «Н» и «Л», забыв как об отчествах, так и о потомке – Альберте Николаевиче Бенуа.
А Огюст Монферран почему-то значится как Монферан. Сам подбор фамилий также вызывает ряд вопросов.... кому интересно о станции я писал подробный пост Станция метро Спасская. Опечатки в тексте?!

На станции "Озерки" светильники выполнены в виде молекулярных соединений. Без ошибок, но для светильников неождиданно.



Еще из курьезов )))) на станции "Площадь Александра Невского" находится барельеф, на котором изображены 5 всадников, сидящих на 4 конях...



Зато какое там панорамное рубилово с немцами на втором выходе!



Как говорится, "кто к нам с мечом придет, того мы утопим..." )))

Еще одна загадка



На корме корабля всадник, похожий на Пера I, некто летящий с корабля вниз головой и две стрелки похожие на знак фашистский СС. Если это молния, то зачем ее изобразили двойной?!
Отсюда два вопроса, где эта мозаика и что она означает?


Голубой вагон летит, качается...


Считалось и хорошей приметой прокатиться в вагоне ярко голубого цвета. Такой вагон в единственном экземпляре действительно появлялся на разных линиях метрополитена. Говорят, что люди даже специально дежурили в метро, что бы его дождаться и прокатиться. Он исполнял желания, дарил удачу, помогал влюбленным.

Вскоре в него стало набиваться так много людей, что опасаясь за безопасность и устав бороться с суевериями, вагон перекрасили. Теперь этот счастливый вагон до сих пор ходит на какой-то линии... и незаметно исполняет желания людей.

Загадывайте в петербургском метро желания. А что?! А вдруг?!


Самое - самое в нашем метро

Петербургский метрополитен был самым северным в мире до 1982 года, когда открылось метро в Хельсинки.

Сейчас наше метро остается самым глубоким и северным в России. Самая северная станция нашей страны - это "Парнас".

Одновременно наше метро и самое западное. Самая западная станция России - "Приморская".

Станция "Адмиралтейская" глубиной 102 метра - самая глубокая станция в Европе и в России. Её протяжённость составляет 120 метров.

Станция "Проспект Ветеранов" - самая загруженная станция метрополитена в России, опережающая даже Выхино в Москве.

Самый длинный эскалатор находится на станции «Площадь Ленина», его длина около 100 метров и в нем 729 ступеней.

Между прочим автоматы по продаже жетонов были в нашем метро еще при царе Горохе, когда проезд стоил 1 руб.



Наш метрополитен помнит свою историю и к юбилеям выпускает памятные жетоны. Жетоны вообще наша фишка. Карточки бумажные у нас не в почете. И удобно и чище.



"Красная" ветка - единственная, где ходят 8-вагонные поезда. На остальных четырех линиях курсируют 6-вагонные составы.

24 из 65 станций находятся на островах дельты Невы.

«Автово» стала первой в питерском метрополитене станцией без эскалаторов.

Вот уже более тридцати лет голос диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова приглашает пассажиров метро проследовать на выход, объявляя станции метро. Эта традиция была нарушена лишь однажды — в 2009 году в честь празднования Дня города. 27 мая станции метро объявляли знаменитости — Эдита Пьеха, Александр Розенбаум, Михаил Боярский и Геннадий Орлов.

«Адмиралтейская» - самая долго строившаяся станция в метро Петербурга. Она была станцией-«призраком» с 1997 по 2011 год.

Метрополитен Петербурга административно находится в двух субъектах федерации: станция «Девяткино» построена на территории Ленинградской области.

К чемпионату мира по футболу, все надписи в нашем метро будут продублированы на английском языке. Процесс уже начался, но не без проблем...



Но это случайность, а так у нас в метро перемещаются Очень образованные люди...



Максимальная скорость, до которой может разогнаться поезд нашего метрополитена, составляет 90 км/ч.

В нашем метро перегоны с самым большим уклоном для метрополитена в России это Невский проспект <-> Горьковская и Черная речка <-> Пионерская. При проходе такого уклона первый вагон находится ниже последнего почти на 7 метров!

За 56 лет работы метро было открыто 57 станций вдобавок к уже построенному отрезку "Автово - Площадь Восстания", т.е. средняя скорость строительства метро - 1 станция в год.

И кого только не встретишь в подземке... даже коня в пальто...




Мои сранения нашего метро с метро в других странах



Франция. Парижское метро

Италия. Миланское метро

Италия. Римское метро

Ссылки на посты со сравнениями станций-тесок в Москве и Петербурге

Сравнение антинаучно-идиотское, часто станции отличаются и временем постройки и стилем, их объединяет только название, но тем интереснее...)))

Достоевские, Чкаловские, ФрунзенскиеМаяковские, Международные, Академические

Часть фото и инфы (С) сайт метрополитена, Википедия, вКонтакте и прочий интернет

Не нравится
Нравится
источник: http://interesniy-spb.livejournal.com/451768.html     рейтинг: 0  

Городской Блог