Этот текст был написан после просмотра спектакля «Город, знакомый до слез» в санкт-петербургском театре «Суббота», который я для себя открыла этой осенью.Коллектив существует уже почти 46 лет, имеет своего зрителя, а некоторые спектакли — авторские и очень питерские — которые значатся в его репертуаре, можно увидеть только на небольшой сцене на Звенигородской, 30.
Не так давно у театра появилась «блестящая» перспектива смены названия. Как сложится его судьба дальше, не знает никто. Конечно, земля не перестанет вращаться и небо не упадет на землю, если город лишится еще одного любимого театралами места, но не приведет ли такая тенденция к тому, что Петербург растеряет свою оригинальность и неповторимость, которой он так славен и ценен?..
Удивительная штука — память. Важные факты теряются в ней безвозвратно, незначительные моменты фиксируются навсегда. Или мы просто обманываем сами себя, следуя навязанным стереотипам, боясь признаться в том, что значимыми (знаковыми?) могут стать пылинки, кружащиеся в солнечном луче, плеск воды, нарушающий тишину, трещина в стене, мимо которой проходишь, торопясь на работу?
А как сумбурны наши воспоминания, когда мы начинаем их озвучивать! Как только визуальные образы, так гармонично перетекающие друг в друга в нашей памяти, обретают вербальные очертания, потрясенно осознаем, что нет таких слов, которые опишут наши ощущения настолько точно, чтобы собеседник воспринял их именно так, как видится это нам самим.
Мы хотим быть правильно понятыми и не можем предельно точно выразить свое состояние. Каждый человек — отдельная вселенная. У городов та же история. Питер, как любой мегаполис, неоднозначен. Многонационален и традиционно противопоставлен столице. Фонтанно-петергофный и обшарпанно-подворотный, набережно-пустынный и коммунально-перенаселенный. Он и по-студенчески молод и безжалостный молох. Любовь на всю жизнь и абсолютное отторжение. У каждого свой и потому так важно и сложно найти тех, кто воспринимает его схоже.
Спектакль «Город, знакомый до слез» — это Петербург Юрия Смирнова-Несвицкого, который он создает вместе со своими единомышленниками: актерами, музыкантами, зрителями. Яркая, безудержная феерия с живой музыкой и неподдающимся описанию сюжетом. Представленные истории то акварельно-прозрачны, то пестры, будто набрызганы акрилом, то субмурны при близком рассмотрении, но обретают форму на расстоянии, как картины, написанные маслом.
Само название спектакля изящно пускает зрителей по ложному следу: уже готовые к мандельштамовской грусти и проникновенности, они неожиданно погружаются в мир символов и топонимов. Пять углов, Нарвские ворота, Невский проспект у всех, кто хоть раз бывал в Питере, на слуху, но предстают они здесь не в привычном изложении туристского путеводителя, а как часть человеческой жизни. Судьбоносная и потому неотъемлемая.
Так и весь спектакль, обозначенный как музыкально-эксцентрическая фантазия, ни на что не похож. И, тем не менее, это воспоминания о городе и ощущение его настоящего. Создатели делятся со зрителями своим Петербургом, Ленинградом, попутно знакомя с историей театра «Суббота», представляя фрагменты из спектаклей, созданных за 45-летнюю историю.
Живая музыка, отсутствие границы между сценой и залом, незаметное начало действия сразу дают понять: здесь не будет театральных шаблонов, это место для диалога. И он происходит. Не всегда сразу, но всегда удачно. Потому что воспринимать иначе эти искренние истории не получится. Их калейдоскоп рано или поздно совпадает с собственным восприятием Питера. Будет ли выпавшее сочетание лоскутно-домашним, как декорации с видами города, или абсурдным, как камуфляжный фрак — кто знает? Приходите — проверите. До конца года такая возможность еще есть.
Фотографии из спектакля взяты с сайта театра: http://www.teatr-subbota.ru/