В Перми с полным аншлагом открылся единственный в России театральный фест для профессионалов "Пространство режиссуры". Открылся он спектаклем московского ТЮЗа, постановкой Камы Гинкаса - Медея (2009). О спектакле скажем потом, сначала о силе искусства и судьбе детей злополучной Медеи.
По мифам Медея, узнав о том, что Ясон собирается ее бросить, жениться на дочери коринфского царя Креонта, отравила царя и дочь, а затем сбежала из города. Разъяренные жители города растерзали ее малолетних детей. Вполне житейские дела, особенно на фоне событий в Бирюлёво.
Но в пятом веке до рождения И.Х. произошла замечательная история. Жители Коринфа, на которых греческая мифология наложила черное пятно детоубийц, за взятку (или гонорар) в 5 талантов - огромная по тем временам сумма - предложили знаменитому Еврипиду изменить историю. Драматург поддался и в своей трагедии представил дело так: Медея сама убивает своих детей, чтобы отомстить неверному мужу. Так Еврипид прослыл гениальным психологом, а жители Коринфа были реабилитированы. Вот она - сила искусства, способного изменить мир! И мы бы никогда не узнали правду, если бы не тогдашние блогеры, расследования и обрывки постов которых об этих событиях мировая история сохранила.
Зато Медея прослыла клинической злодейкой. О терзаниях матери-детоубийцы пишут трагедии, ставят спектакли и снимают фильмы 2,5 тысячи лет. Именно в этом духе решен спектакль Гинкаса.
Особенность постановки: Медея сначала терзается, потом режет детей бесповоротно, без всяких переживаний. Благодаря игре актрисы, драйву много повидавшей женщины, на это можно смотреть с интересом. В духе авангарда недавних времен в пьесе соединены стихи Бродского, текст Ануя и эпическая трагедия Сенеки. От себя скажем - стихи Бродского звучат отлично, Сенека придает трагедии античность и эпичность, а вот без бытовых кухонных монологов Ануя вполне можно было обойтись. Но это так, на наш дилетантский взгляд, а вообще пермские зрители смотрели спектакль благоговейно и многие приветствовали конец Медеи вставанием.
Аншлаг. Начало спектакля. Выход Камы Гинкаса (за кадром).
Первое появление Креонта из духа Трагедии.
Ясон
Медея и Креонт
Бытовая линия. Ясон в резиновых сапогах с пакетами-кульками и сигаретами.
Не очень перспективная линия в духе 60-х. Соседи, ученики театральных училищ, лет по 15-ти, глядя на такого Ясона, сказали: лузер!
Медея была колдуньей и призывает здесь на помощь чудовищ. Перспективная мистическая линия с эффектами.
Колдунья зажигает огонь.
Медея улетает.