2013 год стал на наш взгляд роковым для бумажных книг.
В этом году люди, воспитанные в книжной культуре прошлого века, впервые на нашей памяти стали отказываться от поэзии и прозы в виде бумажных книг-подарков (халявы!): "Книга?... нет, сбрось файл, я прочту". Другие выносят собрания сочинений с мусором, освобождая пространство в квартире. Нам часто быстрее и проще, не отходя от компьютера, скачать нужную для работы книгу и найти по поиску цитату, чем искать ее в третьем ряду шкафа и затем долго листать страницы.
Сама литература не пострадала от смены носителей и даже расширила аудиторию: у нас нет сотрудника без планшета или читалки. С появлением "умных часов" с большим экраном для многих не потребуются и читалки. Все, кто ласково говорит про тактильные ощущения (люблю подержать книгу в руках и не променяю на экран), напоминают многих фотографов начала 2000-х с обычными фразами "ну это же пленка! Слайды! Их же можно подержать в руках и посмотреть на свет! Это же неповторимая цветопередача". Сейчас у этих людей давно цифровые камеры, и никто из них не вспомнит про те слова.
Логотип нашего феста "Биармия" - первый логотип литературного фестиваля с изображением планшета вместо книги.
Процесс оказался болезненным и более резким, чем переход с винила на диски, тогда только носитель сменился на похожий товар, теперь во времена халявного скачивания издательства просто закрываются.
Пока процесс не коснулся альбомов - чисто подарочной литературы и книжных сувениров, например, ручных книг.
Надо сказать, что Россия переходит на электронику для чтении в ногу с Азией (Кореей, Сингапуром, Японией); изобретатели бумаги китайцы отказываются от нее одни из первых. В Европе по свидетельству наших путешественников пока не так: книжные магазины процветают, люди с книгами, журналами и газетами в руках повсюду.
Амстердам сегодня.