Ученые-историки и общественные деятели, среди которых председатель оргкомитета Народного движения «Святая Русь» ХХХ; историк, профессор Санкт-Петербургского университета ХХХ; ; историк, общественный деятель ХХХ; руководитель издательства «Царский дом» ХХХ и другие ХХХ, требуют убрать из залов Третьяковской галереи одну из самых известных картин — творение Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Обращение с требованием они передали министру культуры России Владимиру Мединскому и директору Государственной Третьяковской галереи Ирине Лебедевой (мы не приводим имен всякой шушеры, желающей попиариться на имени Репина).
Впервые картина была показана в 1885 году друзьям художника, среди которых были Крамской, Шишкин, Ярошенко, Брюллов и другие; по воспоминаниям Репина, гости были ошеломлены и долго молчали, ожидая, что скажет Крамской.
Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь, в уровень таланту… И как написано, боже, как написано!… Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?.. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута… В ужасе закричал… схватил его, присел на пол, приподнял его… зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев)… а сам орет… Этот зверь, воющий от ужаса… Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском… Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма…
— И. Н. Крамской о картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»).
Попытка поднять кампанию за запрет экспозиции полотна в Третьяковке подтвердила статус работы как одной из лучших российских картин в истории. Если через 128 лет вещь, давно признанная русской классикой, вызывает позыв к цензуре, значит это произведение большого времени, та самая нетленка и глобалка, которую не очень любят авторы инсталляций, рассчитанных на эффект в пару месяцев.
Есть повод выпить за настоящее искусство. Нас охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина, как сказал Крамской.