Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Змея, конь, всадник, девушка

11:10, 22.08.2013  portalperm



Полтора столетия ученые пытаются разгадать тайну происхождения мифического Змея. Загадка в том, что вечный противник героя, сказочный Змей, во всех культурах, начиная с Египта, обладает сложной тройной природой: огненной (дышит и разит огнем), водной (наводит засуху или потоп, живет иногда в море, тащит девушек на дно озера) и летучей (появляется внезапно в воздухе с грохотом). Убедительно объяснить этот союз противоречивых стихий в одном образе не удалось даже знаменитому исследователю волшебной сказки В.Проппу.

Между тем Звериный стиль и мифология его создателей без труда дают ответ на этот вопрос.

Зигзаги молний на стволах деревьях по воззрениям селькупов - это «Великие змеи», объединяющие миры: Верхний и Нижний. Молнии или змеи - это пути, ведущие на небеса или под землю. Выражение "по дороге" (вэттынщумын - на яз. селькупов) буквально означает "дорога по змее". Только богиня, герой или шаман, обладающие властью и магической силой могут пройти по этим дорогам. Остальных змея-молния мгновенно убивает.
Змеи играют роль помощников Великих богинь, скифская богиня земли Апи изображалась змееногой, пермскую бронзовую богиню окружают змеи.

В основе образа сказочного змея сверкает молния. Феномен грозы соединяет в себе водную, огненную и летучую природу. Огонь, вода, полет и медные трубы (грохот) сочетаются в природном катаклизме, в мифе и волшебной сказке.

С грозой в образе Змея борется сказочный Иван-царевич и побеждает грозного врага. Победить Змею-Молнию значит обрести путь, доступ в иные миры, получить великую неземную силу. Сражается не только Иван-царевич. Умерщвление хтонического чудовища — обязательный подвиг богов и героев: Аполлона, Ра, Мардука, Беллерофонта, Геракла, Персея, Ясона и христианского святого Георгия.

Но до Змея еще далеко, пока для нас змея - просто священная дорога. Это распространенный образ на изделиях Звериного стиля. Змеиная дорога ведет в иные миры; конь, лось на подвесках расположены на змее.
В дальнейшем на коне, скачущем по змее, мы видим всадника.



Герой путешествует по иным мирам и получает неземную силу. Он побывал у отца на небесах, как Мир-Сусне-Хум (манси), и принес людям волшебные дары и технологии. Ступить на змею-дорогу, значит пройти инициацию, стать взрослым. Герой совершил подвиг и готов жениться - на горизонте появляется девушка. Сюжет усложняется, и на коне мы видим пару - мужчину и женщину, а копыта коня все так же ступают по змее. Это герой скачет из иных миров с невестой, дочерью месяца или солнца, как в "Сказании о сотворении мира" у манси.





Иногда змея становится Змеем и глотает героя. Этот сюжет тоже распространен в Зверином стиле. Змей в своем брюхе несет персонажа в иной мир, где герой опять получает свои дары. И он, в свою очередь освобождаясь из монстра, может убить и съесть частицу змея. Шаманская наука гласит, что человек, съевший порошок из сушеной змеи, получает дар предвидения. Здесь уже один шаг до битвы героя со Змеем.

На этом Звериный стиль заканчивается, и начинается эпоха сказки или иконы. С приходом христианства все меняется, из иного мира не возвращаются.
Но остается группа: змея, всадник, конь, девушка. Группа распадается, появляется враждебный персонаж: Змей. Змея теряет положительный смысл пути-дороги и превращается в змея-каннибала. Рождается знакомый сюжет: герой спасает девушку от врага.
На Новгородской иконе XII в. еще нет боя с врагом, победа достигается мирно: св.Георгий ведет укрощенного Змея, рядом идет спасенная девушка.
Только с началом государственности, как верно заметил В.Пропп, происходит расцвет мотива змееборства. Для единства государства необходимы враги, и коварный змей подходит для этого как нельзя лучше. Герой спасает теперь не девушку, а веру и государство.

На иконе XIV века мы видим уже знакомый по гербу Москвы бой Георгия со змеем.


Аналогично поступает со змеем и сказка: везде, где только можно, змей уничтожается героем, часто при помощи волшебного коня. При этом сказка сохраняет девушку.
В письменных источниках, в мифах и сказках разных народов и на иконах мы видим конец повести, начатой в далекую языческую эпоху, и только Звериный стиль, бронзовые пиктограммы дописьменных времен, позволяют нам узнать начало этой запутанной истории.

Герб Москвы


© Борис Эренбург, текст, 2013. Из книги "Цивилизация звериного стиля".

Не нравится
Нравится
источник: http://senat-perm.livejournal.com/942630.html     рейтинг: 0  

Городской Блог