VIII век. Редикор. На отвесном берегу над Вишерой стоит княжеская крепость с домом правителя, святилищем и арсеналом. Крепость огорожена мощными земляными валами и частоколом со стороны полей и лесов.
Вдоль берега расположены дома и вдали, там где теперь стоят дома села Редикор, кладбище.
В восьмом-десятом веке на берегах Вишеры бурлила жизнь. Река была заполнена караванами лодок из Зауралья, привозивших пушнину, шкуры бобров и соболей, драгоценную кость - моржовый клык. С юга подходили барки булгар, заполненных сасанидским серебром, византийской посудой, арабскими клинками и серебряными дирхемами. На вишерских островах происходила меновая торговля.
Над крепостью развивались флаги. В случае войны и осады Редикора над высоким берегом вывешивались красные полотнища. Военные отряды союзников и охотничьи отряды из крепости, увидев сигнал, спешили на помощь осажденным.
Неподалеку на Чулмане-Каме шла такая же торговля.
Возможно, Редикор только принимал товары из Сибири, а отправка на Юг - в Булгар и далее в Иран и Византию - шла неподалеку на Каме: на отмелях-причалах в Пянтеге и Амборе. И корабли южан уральцы не пускали на Вишеру. Но это лишь предположение.
Сегодня лишь остатки крепостных валов и археологические находки напоминают о том времени. В стране лесов всё, кроме оружия и металлических пластин со священными изображениями, делалось из дерева и истлело за тысячелетие.
И только бронзовые боги спасли и сохранили память о людях, населявших эти места.
Заглянем в древнюю столицу.
Группа журналистов из Москвы, Екатеринбурга и Перми с профессором Чагиным идет в старинное городище: княжескую цитадель над Вишерой.
Видно деревья на высоком берегу, там и была крепость.
Вид изнутри. Видны остатки земляных валов, поросших деревьями. Справа - проход через вал, прорытый местными селянами для покоса.
Вид со стороны городища на север, откуда шли лодки с товарами и приставали к вишерским островам.
Г.Н. Чагин и журналисты на месте укреплений и раскопок
Вид с городища на реку
Вишера
Острова возле Редикора, где возможно происходила меновая торговля, которую арабский путешественник Аль-Гарнати описывает так:
"И приносят с собой товары, и кладет (каждый) купец свое имущество отдельно, и делает на нем знак, и уходит; затем после этого возвращаются и находят товар, который нужен в их стране. И каждый человек находит около своего товара что-нибудь из тех вещей; если он согласен, то берет это, а если нет, забирает свои вещи и оставпяет другие, и не бывает обмана. И не знают, кто такие те, у кого они покупают эти товары".
...А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру (Югру-Зауралье-Свердловскую область. прим. ред.), и (ее жители) покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников, - писал Аль-Гарнати.
Это древнейшее здание Пермского края: деревянная церковь 1617 года в деревне Пянтег.
Вероятно, церковь была заложена в честь окончания Смуты и воцарения династии Романовых. Зданию почти 400 лет.
Напомним, пресс-тур назывался "По романовским местам" и был организован фирмой "Валида".
Из этих краев отправлялись по Каме (Чулману) барки с пушниной в долгий путь: до Булгара и далее в Каспийское море.
На этих берегах в Пянтеге в VII - XI вв. тоже кипела жизнь древней Биармии (Вису).
Нынешняя жизнь Пянтега
Группа путешественников рядом со священной рощей древних язычников и знаменитой церковью в Пянтеге
Серебряные погребальные маски знати из этих мест
Фрагменты маски, серебро с позолотой