Весною 1874 крестьянин деревни Кытмановой Харинской волости Вятской губернии Сюзев нашел серебряное блюдо с изображением на нем дракона весом 2, 3/8 фунта (около 1 кг).
Археологическая комиссия назвала эту находку весьма любопытною и выдала за нее Сюзеву 200 р – сумму, значительно превышающую весовую стоимость находки с целью поощрения местного населения к доставлению подобных вещей (корова тогда стоила 10 рублей). Блюдо было найдено на склоне Рагозского городища (58°40'; 53°00'). Об этой находке сообщали Н. Первухин, А. Спицын,Д. Анучин, историк И. Смирнов, хранитель Зрмитажа Я. Смирнов («Восточное серебро»).
«Дракон», изображенный на блюде, датируемом VIII в., был Сенмурвом, полусобакой-полуптицей. В зороастрийских трактатах Сенмурв предстает как благожелательное существо, оберегающее от злых сил. Однако на «нашем» блюде он выглядит далеко не благодушным. Источник
По разным версиям, включая эпос "Шахнамэ" в мифологии Ирана было два Сенмурва - один благой, другой демонический.
Грозный и благой Сенмурв стал символом шаха - династии иранских шахов Сасанидов.
Сейчас трудно представить, но еще недавно Иран был светсткой страной. Последний шах Реза Пехлеви пытался построить символику светского Ирана на исторических символах древнего ахеменидского и сасанидского доарабского государства.
Первым официальным носителем изображения cенмурва является банкнота в 500 риалов, выпущенная в обращение Государственным банком Ирана в 1944 году - уже при новом императоре: вписанный в круг пес-птица помещен в центре защитной сетки на лицевой стороне купюры. Это не авторская стилизация, сделанная художниками банкноты, а точная прорисовка изображения с конкретного артефакта - серебряного блюда 7-8 века, некогда найденного в российской Вятской губернии на берегу Камы близ города Глазова; оно поныне хранится в петербургском Государственном Эрмитаже.
Как изображение попало на иранскую банкноту?
К открытию научного форума в Ленинграде в 1935 г. директор Эрмитажа академик И.А. Орбели издал совместно с К.В. Тревер книгу "Сасанидский металл", где было описано и это блюдо. С обложки этой книги и перерисовали Сенмурва для банкноты иранские мастера.
Переосмысленный образ Сенмурва вошел пантеон персонажей Пермского звериного стиля. Крылатый пес или барс превратился в крылатую собаку - проводника душ умерших и спутника шаманов в путешествиях в Нижний мир и обратно. Уральские Сенмурвы отливались в форме пронизок, прикреплявшихся к одежде.
Вот одна из пронизок с изображением пермского Сенмурва.
Существует в Прикамье и образец классического иранского Сенмурва использованный в похоронном обряде в качестве солнечного круга - знака возрождения.
Погребальный ритуал в Прикамье предполагал захоронение с покойным двух серебряных вещей: посмертной маски на лицо - знак ухода и отделения покойника от мира живых, а также солярного диска на грудь - знак последующего возвращения души в наш мир.
Серебряная посмертная маска (Верхнее Прикамье, публикуется впервые)
Корни этой уральской веры тоже иранские - жизненная сила фраваши, благой дух продолжает существовать после смерти человека и примыкает к небесному воинству Ахура-Мазды. У иранцев фраваши изображались в виде диска с крыльями.
При похоронах одного, судя по всему, знатного человека в Чердынском районе (VII-IX вв.) солярный диск был сделан из сасанидской посуды с настоящим изображением иранского Сенмурва (публикуется впервые):
Не правда ли, настоящий шахский символ Сасанидов, как его представляет Википедия по прорисовке с блюда, хранящегося в Британском музее:
Сенмурв по именем Симаргла вошел и в древнерусскую символику и появился, например, на браслетах 12-13 веков. Но это уже совсем другая история.
А пока скажем, что образ Сенмурва незаслуженно забыт в Прикамье, где он играл такую большую роль.
Можно было использовать этот образ в логотипе Чердыни вместо банального лося, предложенного недавно этому древнему городу.
текст: Борис Эренбург, 2013