О влиянии мифологии финно-угров на развитие русской сказки можно написать большую книгу богато иллюстрированную изображениями пермского звериного стиля.
Мы уже писали о волшебном гребешке, огниве, чудесном зеркале, кольцах, игольнице и других волшебных предметах ПЗС в русской сказке. Теперь поговорим о Бабе Яге.
В X-XII вв. новгородские отряды на огромных пространствах от Ладоги и Двины до Камы и Лозьвы встречали финно-угорское население. Крещеные недавно русичи формировали свою христианскую картину мира, и в этой композиции место чертей, леших, ведьм занимали опасные языческие боги.
Своих Перуна и Ярилу новгородцы к тому времени подзабыли, зато идолы финно-угров были повсюду. Человеколоси на копытах превращались для новоиспеченных христиан в чертей и леших, а богини угров обращались в страшных ведьм и ту самую Бабу Ягу. Святилища хантов и манси стали домиком Бабы Яги на курьих ножках.
Замечательно, что время сохранило портрет одной из пермских богинь людей-лосей.
Богиня окружена жертвенными головами, у нее как у всего племени людей-лосей, происходивших по мифам от предков птиц, длинный нос-клюв.
С дистанции в тысячелетие нам нетрудно узнать знакомую каждому по сказкам с детства Бабу Ягу.
Добавим еще, что подобные священные предметы, как эта пластина с богиней (бабкой), хранились в святилище, то есть в том самом домике на курьих ножках.