О влиянии мифологии финно-угров на развитие русской сказки можно написать большую книгу богато иллюстрированную изображениями пермского звериного стиля.
Мы уже писали о волшебном гребешке, огниве, чудесном зеркале, кольцах, игольнице и других волшебных предметах ПЗС в русской сказке. Теперь поговорим о Бабе Яге.
В X-XII вв. новгородские отряды на огромных пространствах от Ладоги и Двины до Камы и Лозьвы встречали финно-угорское население. Крещеные недавно русичи формировали свою христианскую картину мира, и в этой композиции место чертей, леших, ведьм занимали опасные языческие боги.
Своих Перуна и Ярилу новгородцы к тому времени подзабыли, зато идолы финно-угров были повсюду. Человеколоси на копытах превращались для новоиспеченных христиан в чертей и леших, а богини угров обращались в страшных ведьм и ту самую Бабу Ягу. Святилища хантов и манси стали домиком Бабы Яги на курьих ножках.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/16025316.78/0_a0cfc_cfb06f21_orig.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6425/16025316.78/0_a0cfd_6e3d5a9c_orig.jpg)
Замечательно, что время сохранило портрет одной из пермских богинь людей-лосей.
Богиня окружена жертвенными головами, у нее как у всего племени людей-лосей, происходивших по мифам от предков птиц, длинный нос-клюв.
С дистанции в тысячелетие нам нетрудно узнать знакомую каждому по сказкам с детства Бабу Ягу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6701/16025316.78/0_a0cfe_9ce1d8ad_orig.jpg)
Добавим еще, что подобные священные предметы, как эта пластина с богиней (бабкой), хранились в святилище, то есть в том самом домике на курьих ножках.