Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Два года до юбилея Омска: невеселые итоги и лучик оптимизма

14:10, 20.08.2014  omsk

В Бизнес-курсе вышла моя авторская огромная заметка. Тут - полная авторская версия

300-летие Омска неумолимо приближается. И так же неумолимо становится ясно, что список объектов, который должен был появиться в Омске к празднику, согласно распоряжению правительства РФ 2040-р от 29.12.2008, был составлен и принят ошибочно. А разворота в единственно нужную и возможную сторону или не смогли или не захотели сделать.

Из трех знаковых объектов: метро, аэропорт «Омск-Федоровка» и гидроузел к 2016 году имел минимальный шанс родиться только  гидроузел, поскольку из 8,5 млрд рублей, предусмотренных на его строительство, 5,6 млрд шло из федерального бюджета. Однако его строительство вызывает много вопросов у речников и экологов, сам проект оказался неудачным, так как ужимался по максимуму.

Фото dbarulin

Кроме того еще и требующим, например, строительство нового коллектора для сброса воды из очистных сооружений «Водоканала», стоимостью более 3 млрд рублей. В 2014 году плотина должна была быть завершена, однако ничего из этого не вышло и выйдет ли теперь – очень большой вопрос. Достраивать ее в прежнем виде, похоже, уже никто не собирается, подрядчик – предбанкрот, да и денег нет.

Метрополитен в принципе не мог быть достроен к 300-летию изначально, так как при огромной стоимости проекта в 30,5 млрд рублей 24,5 млрд требовалось заплатить из областного бюджета. В 2008 году уже все знали, что «Сибнефти» у нас нет и что взять эти деньги неоткуда. По этой причине генподрядчик начал корректировать проект, получив на эти цели 556 млн рублей. Проект прошел госэкспертизу только в 2013 году, однако не лишился своего главного недостатка – космической стоимости.
IMG_1582.jpg
В условиях снятия метрополитена с федерального финансирования после 2016 у Омской области, как у заказчика, остался один вариант – радикально менять проект метро на подземно-наземный трамвай (ЛРТ), идя по пути максимального удешевления стоимости, при условии, что будет возможность влезть в соответствующую Федеральную целевую программу (ФЦП). Иначе придется идти по красноярскому пути и засыпать тоннели. А пока никому не нужный советский проект привлекает только диггеров.

Аэропорт «Федоровка» был обречен изначально. На него не было предусмотрено ни копейки федерального финансирования, кроме того, стоимость сооружения аэропорта в указе президента РФ была сильно занижена. Зато огромные деньги Федерация приготовила на существующий аэродромный комплекс аэропорта «Омск-Центральный». Не под 300-летие, нет. Он был включен в ФЦП Минтранса России, в соответствии с последней редакцией которой на «Омск-Центральный» Федерация планировала выделить 2,2 млрд рублей. За эти деньги предполагалось отремонтировать и удлинить взлетно-посадочную полосу, привести в порядок рулежные дорожки и перрон. Однако еще в недрах Минстроя Омской области была разработана региональная программа развития областного транспортного комплекса, куда «Омск-Центральный» не попал, а «Омск-Федоровка» - попала. Новое министерство транспортного комплекса пока программу не корректирует, из чего можно сделать вывод, что и оно не видит смысла брать эти деньги. Что ж, нас ждать в Москве бесконечно не будут, отдадут деньги другим. Может, уже отдали.

По ходу дела возникли еще несколько крупных проектов, закончить которые предполагалось к 300-летию и ранее: «Омская крепость», велотрек, городская электричка и реконструкция Привокзальной площади. Первый проект должен был заполнить полностью исчезнувшую историческую составляющую предстоящего праздника. К проекту подключилась общественность, был проведен непрофессиональный, а затем и профессиональный конкурсы проектов, была сделана презентация на заседании коллегии Минкульта России, было получено принципиальное добро на финансирование в сумме 2 млрд рублей, еще около 700 млн собиралась подбросить Омская область.

альбом4_сметная стоимость.jpg
Выяснилось, однако, что под шумок, вместо проекта Каримова, победителя конкурса, за который авторский коллектив под руководством академика архитектуры получил денежную премию, был презентован старый проект «Омскгражданпроекта». В нем предполагалось потратить 1 млрд не на крепость, а на дорогу вдоль реки, которая бы вела из никуда в никуда, требовала бы огромного гидронамыва и нарушала бы исторический ландшафт. Его презентацию объяснили якобы тем, что он более детально проработан, чем проект группы Каримова. На самом деле, конечно, расчет был получить финансирование на строительство этой дороги. За нее была и мэрия в лице Анатолия Тиля, и потенциальные строители в лице НПО «Мостовик», ну, и сам «Омскгражданпроект».

15 марта 2014 года состоялась рабочая встреча, инициированная Андреем Голушко, на которой сенатором было озвучено, что на совместной встрече мэр и губернатор отказались от дороги, а для активизации работы по получению федеральных денег на реконструкцию «Омской крепости» необходимо как можно скорее приступать к разработке проектно-сметной документации, а чтобы было понятно, что проектировать, необходимо еще скорее разработать техническое задание на проектирование и сделать исходно-разрешительную документацию, которой, по сути, нет. Речь шла, конечно, про архтектурно-планировочные моменты в первую очередь. Параллельно должна была появиться рабочая документация на пресловутые «восемь зданий».

Для того, чтобы техзадание было профессиональным, присутствующие на встрече мэр Вячеслав Двораковский, министр культуры Виктор Лапухин, известные архитекторы и сам сенатор согласились, что нужно сформировать рабочую группу в мэрии, которая и выполнит  разработку технического задания. Планировалось, что работу нужно оперативно завершить максимум до середины мая. Возражений по срокам ни от кого не последовало. Сейчас на дворе – середина августа, однако утвержденного техзадания по архитектурно-планировочным делам нет, исходной документации нет, более того – даже заказчик разработки этих документов не определен.

Причины таких темпов и такого отношения – загадка. Лично у меня возникло стойкое ощущение, что интерес к крепости и федеральным миллиардам оказался потерян после того, как стало известно, что никакой автодороги вдоль крепости не будет, в чем, конечно же, более всего были заинтересованы строители и проектировщики. Еще бы – миллиард рублей корячился на халяву. Однако халява не прошла, после чего вся работа встала. И хотя департамент культуры мэрии постоянно что-то пытается сделать, как и отдельные члены рабочей группы – дело продвинулось только по зданиям, а по крепости в целом – ничего.

Велотрек уже построен, не без скандала, когда на излете правительства Леонида Полежаева конкурс на строительство выиграла компания «Жилстрой», после чего выяснилось, что она не собиралась строить т.н. «чашу». Параллельно должен был быть снесен ДК «Металлист». Контракт был расторгнут, новый победитель запросил цену на 350 млн. больше, а строил в итоге тот же самый «Жилстрой». Злые языки говорят, что в проекте экономили на всем, в итоге есть мнение, что при существующей там системе вентиляции уникальное деревянное покрытие велотрека скоро придет в негодность. Но пока это лишь слухи, а велотрек действительно радует нас как своим видом, так и проведенным благоустройством вокруг.

P1090991.JPG
Городская электричка умерла, не успев родиться. Мэр, губернатор и журналисты прокатились на электромотрисе, одобрив идею. Так же была создана рабочая группа. РЖД соорудила первые платформы, после чего выяснилось, что компенсировать ОАО «Омск-пригород» разницу между ценой перевозки и тарифом никто не собирается, денег на это не было ни у области, которая вообще не понимала, почему она должна оплачивать перевозки в Омске, ни, тем более, у мэрии. А брошенные и заьытые всеми платформы стоят около путей и напоминают нам о несостоявшемся и, в принципе, интересном проекте.

Реконструкция Привокзальной площади – это очень давний проект, привязанный когда-то к реконструкции здания  вокзала. Проект предполагал снос зданий по ул. Лобкова 1 и 3, вынос общественного транспорта с площади, строительство подземного торгового центра, совмещенного с входами в будущее метро. Сегодня уже ясно, что Лобкова 3 не снести, метро не будет, отдалять общественный транспорт от вокзала глупо, как глупо и делать сплошную автопарковку на этом огромном пространстве. Туда бы хорошо привести трамвай, под будущий проект ЛРТ, но, боюсь, никто этого делать не собирается. Дай бог, что хотя бы железнодорожные ворота нашего города к 300-летию успеют сделать и сделать хорошо, на благо не отдельной кучке людей, а всем омичам.

Не нравится
Нравится
источник: http://omchanin.livejournal.com/1137852.html     рейтинг: 0  

Городской Блог