А вот и новый агрегат. Его мощность - 120 МВт, поэтому и размеры циклопические, вес - сотни тонн
Обыватель даже не представляет, что творится в турбинном цехе электростанции. Чтобы было понятно - турбину вращает перегретый пар, его температура - несколько сотен градусов. Вода для охлаждения и для нагрева. Итог - температура в машинном зале - от 40 градусов и выше. Шум от вращающихся турбин и генераторов. Шум от пара. Шумит сильнее, чем в аэропорту. Зато интересно.
Пар под огромным давлением, более сотни атмосфер. Трубы паропроводов очень толстые
Вот задвижки паропроводов
А вот и паспорт объекта, будущий новый агрегат ТА-10
Вал турбины
Паспорт турбины. Изготовлена в Питере, "Силовые машины". Договор поставки заключен еще в 2013 году
А вот и новый турбогенератор. Кто забыл физику, напомню, что генератор преобразует кинетическую энергию от вращения тяжеленного ротора в электрическую. Чем выше электрическая мощность генератора, тем тяжелее ротор. Генератор на 25 МВт весит 50 тонн. На 120 МВт - боюсь даже представить.
Скорость вращения ротора понятна и задается частотой тока в сети. Ток у нас 50 Гц, значит, скорость вращения ротора у нас - 3000 оборотов в минуту, 50 оборотов в секунду. Огромная скорость! И с этой скоростью генератор крутит что в режиме холостого хода, что при максимальной электрической нагрузке.
Снимаемая с генератора электронагрузка, чтобы было понятно, это именно в прямом смысле нагрузка. Чтобы продолжить вращать генератор с той же скоростью при возрастающей нагрузке, нужно увеличивать давление пара на турбину, чтобы "прокрутить" генератор. Представьте, обычный вентилятор крутится на воздухе. А теперь представьте, что он крутится в воде. Среда вязкая - это нагрузка, лопасти не могут прокрутиться. А генератор обязан крутить с одной скоростью всегда. Иначе начнется падение чстоты тока, а это - авария!
Для монтажа оборудования в турбинном цехе есть кран-балки. Поднимает до 100 т.
Импортная задвижка какая-то
Турбинный цех огромен. Сотни метров длины, огромная высота.
Кроме цеха есть и другие производственные помещения. Вот ГЩУ, главный щит управления
Рядом с ним стоят трансформаторы. Напряжение тока, снимаемого с генератора - около 6 КВ. Требуется его повысить, чтобы транспортировать электроэнергию по сетям. Для этого и нужны повышающие трансформаторы. А вот и новый, для нового блока. Он украинского производства, в Запорожье делают одни из лучших трансформаторов.
А рядом с ним - т.н. трансформатор собственных нужд, чтобы питать большой трансформатор. Этот - наш, из Тольятти.
Силовые линии идут в специальных токопроводах. Вдали, видите, просто по воздуху.
И дальше - по воздуху
Чтобы ремонтировать трансформатор, да чтобы просто смонтировать для работы существует специальный рельсовый путь.
Он идет от жд, по которой привезли вагон с трансфрматором (ее видно на снимке вдали) к месту нахождения трансформатора, а сам трансформатор стоит на этаких колесиках. По ним он может перемещаться.
ТЭЦ-3 работает, но разве есть дым из трубы? Есть, но его не видно, потому что там - пар и СО2
Потом нам показали градирни. Там происходит охлаждение воды за счет атмосферного воздуха. Он тянется вверх, как в трубе. Воздух заходит в градирню снизу, вот тут. Это уже реконструированная градирня №3.
Внутри разбрызгивется вода, падает в чашу и охлаждается
А вот градирня №4. Она еще в работе
Градирни №1 и №2. Трубы ТЭЦ-3. Главное здание ТЭЦ-3
На крыше - характерная для зданий 50-х гг будка. Таких полно в Омске. Что это - мы так точно и не знаем. Работники ТЭЦ считают, что это просто удобный выход на крышу.
Территория ТЭЦ - зеленее не бывает.
Зелень везде
Есть даже дорожные знаки ))
Пуск нового агрегата планируется в декабре 2016 года. Омская энергосистема прирастет на 120 МВт электрической и на 160 Гкал тепловой энергии. Это очень хорошо! Это - подарок от ТГК-11 Омску на 300-летие.