Окончательное закрытие воронежского трамвая изначально было запланировано на март 2006 года в том же году ожидалась смерть троллейбуса, так как депо в собственности города не осталось, а движение неоднократно прерывалось на длительное время по различным причинам. Общественность Воронежа испытав на себе "преимущества" коммерческого транспорта, в том числе вынужденное снижение в три раза подвижности; вклад на уровне 43% маршруток в образование заторов, при 50% дефиците транспортных услуг; 30% рост легочных заболеваний; резкий рост аварийности на пассажирском транспорте, задумалась о необходимости сохранения электротранспорта. Путем политических маневров удалось добиться продления срока работы трамвайной системы, а также выкупа и восстановления одного из троллейбусных парков (правда только части его территории). В конце 2008 года на экономической конференции, проходившей под патронажем Обладминистрации в ВГУ, впервые был представлен план создания системы легкого рельсового транспорта на базе трамвайной системы Воронежа.
Вот схема линий из презентации. На тот момент, напомню, трамвайное движение еще продолжалось, так что некоторые линии были отмечены как существующие. По сути предполагалось восстановление большей части существовавших ранее линий трамвая и проведение некоторых перспективных мероприятий, которые от части уже были в советском генплане. Плюс предложены перспективные направления на аэропорт и на поселок Шилово.
7 апреля 2009 года компания "Мостгеоцентр" представляет проект строительства легкого рельсового транспорта для Воронежа. Вот карта предлагаемого развития линий внутри города:
15 апреля 2009 года трамвайное движение в Воронеже прекращено. А проект "Мостгеоцентра" успешно проходит согласования у Губернатора Воронежской области, в федеральных министерствах транспорта и регионального развития. Концепция строительства легкого рельсового транспорта в Воронеже представляется на экономическом форуме в Сочи. А потом начинается активная фаза экономического кризиса и проект откладывают.
И вот 6 января мэр Воронежа Александр Гусев сообщает,
что Воронеж планирует строительство скоростного трамвая, и что на поиск финансирования проекта уйдет около трех лет. А теперь смотрим на проработанную схему будущих трамвайных линий.
Стоимость строительства первых трех линий оценивается в 18 миллиардов рублей.
Ну а теперь самое интересное, ради чего я и начал писать этот пост. Вот схема трамвайного движения (красные линии) до начала разрушения системы Ковалевым:
Проще говоря через 12 лет после начала разрушения трамвайной системы, и через 5 лет после закрытия трамвая, мэрия города представляет план по сути восстановления линий трамвая по тем же трассам по которым он проходил ранее, с небольшими косметическими изменениями.
Вот ровно такая история ждет города, снимающие трамвайное движение сейчас. Восстанавливать придется с нуля, в значительной части по тем же транспортным коридорам, на которых ранее снимали. Пример Воронежа не показателен? Тогда вот вам еще пример Москвы, карта с планами развития трамвайного движения на ближайшую перспективу:
Восстановление снятых ранее линий занимает заметную часть плана развития. По тем же трассам... включая Ленинградку. Жалко восстановление идет не за счет тех, кто принимал решение о демонтаже...
Так что если у вас в городе снимают трамвайные линии - знайте, потом вам придется заплатить вашими налогами за их восстановление...