Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Волгоградский трамвай

07:11, 14.06.2013  webomsk

Оригинал взят у mousemaster2012 в Волгоградский скоростной трамвай и его место в транспортной системе города

Что мы вспоминаем, когда слышим название Волгоград? В первую очередь - героическую оборону Сталинграда в 1942 году, Мамаев курган, дом Павлова... А любители транспорта, кроме того, обязательно вспомнят единственный в России скоростной трамвай. Кажется, только ленивый не фотографировал трамвайный поезд, выезжающий из тоннеля метро. А интернет-путеводитель по всему миру redigo.ru до недавнего времени считал волгоградский трамвай городским аттракционом и изменил свое мнение только после моего обращения.



Прежде чем подробно описывать эту систему - несколько слов о городе. В Волгограде около миллиона жителей. На другой стороне Волги находится 300-тысячный город-спутник Волжский, а также город Краснослободск и несколько более мелких населенных пунктов. Таким образом, размер агломерации приближается к полутора миллионам. Волгоград вытянут вдоль берега Волги на расстояние более 50 километров, а ширина города колеблется от 9 км в центре до 1.7 км в южной части, на границе Кировского и Красноармейского районов. Кстати о районах. Как известно, в советское время все крупные города делились на районы - Ленинский, Кировский, Октябрьский и так далее. Весь советский пантеон был представлен. В Волгограде это деление не только сохранилось на официальном уровне, но активно используется жителями! Так что если вам надо в Сарепту - придется выучить, что она находится в Красноармейском районе.

Через весь город с севера на юг проходит железная дорога, а вдоль нее две магистральных улицы: между Волгой и железной дорогой - 1-я Продольная, с другой стороны железной дороги - 2-я Продольная. Но не ищите этих улиц на карте! Вы их не найдете. Ибо это народные названия, а официально каждая из них представляет собой цепочку перетекающих друг в друга улиц: Николая Отрады - проспект Ленина - Рабоче-Крестьянская - Льва Толстого (1-я Продольная) и Ополченская - маршала Еременко - Лермонтова - Рокоссовского и так далее, всего 16 названий (2-я Продольная). Другие интересные факты и легенды о Волгограде можно узнать из блога anna_stepnova.

Но вернемся к трамвайной системе. Создана она в 1984 году на основе обычной обособленной линии вдоль проспекта Ленина, соединяющей центр города с расположенным на северной окраине тракторным заводом. Выглядит эта линия так:



К этой линии со стороны центра был пристроен участок длиной 3 км с четырьмя станциями, две из которых - Площадь Ленина и Комсомольская - подземные, а еще одна - Пионерская - частично подземная, расположенная при выезде из тоннеля на мост через глубокую долину речки Царицы. Участок был построен с прицелом на дальнейшую переделку в полноценное метро, а потому подземные станции сделаны как в метро: платформа посередине, пути по бокам. Но по этим путям должны были ездить обычные Татры, у которых двери только с правой стороны. Поэтому было принято весьма необычное решение: на концах подземного участка тоннели искривлены таким образом, что правый путь становится левым и наоборот. Пересечение сделано в разных уровнях и незаметно для пассажира, который обнаруживает, что попал на левосторонний участок, уже на станции.

В конце подземного участка, перед станцией Пионерская, пути перекрещиваются снова. А дальше... начинается еще один подземный участок, более новый, запущенный в 2011 году! Три станции - Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка, все подземные, с островными платформами. При строительстве этого участка скрещение путей делать не стали, а вместо этого закупили двусторонние вагоны питерского завода - красивые, удобные, низкопольные...


Одно плохо - закупили их слишком мало. И теперь на новом участке трамваи ходят раз в 10 минут (на остальной части линии интервал 3-4 минуты), и идут на север не до Тракторного завода, а только до станции Монолит. Кому надо дальше - пересаживается на обычную Татру и повторно оплачивает проезд.
Расписание движения трамваев по новому участку (вывешено на станции Ельшанка):


Однако в целом получилась хорошая удобная система, в меру скоростная (маршрутная скорость около 30 км/ч) и с хорошими перспективами развития. Вот ее полная схема (автор - Владислав Прудников):



Насколько же она удовлетворяет транспортные потребности горожан?

Увы, удовлетворяет лишь частично. Город вытянут вдоль Волги на 50 с лишним километров, а трамвай обслуживает лишь 17 км в северной и центральной части. Более того, и здесь охват далеко не полный: трамвай ходит вдоль 1-й Продольной, а 2-я и все прилегающая местность от него оторваны. Между тем поперечное направление здесь важно: железная дорога отделяет деловой центр от жилых кварталов, и трамвайное сообщение было бы очень полезно. Не подведен трамвай и к главному железнодорожному вокзалу.

Каковы же альтернативы?

Обычный трамвай


В Волгограде 3 изолированных друг от друга трамвайных сети, а в агломерации - 4 (еще одна в Волжском). Одна из них - уже известный нам скоростной трамвай. На станции Монолит от этой линии отходит небольшая ветка до улицы Александра Матросова. По ней ходит отдельный маршрут 13, не выходящий на скоростную линию.

Другая сеть охватывает значительную часть Центрального, Ворошиловского и Дзержинского районов. Третья - на юге, в Красноармейском районе. Все эти линии находятся в хорошем состоянии, и по ним ездят привычные нам Татры с вполне приемлемыми интервалами.


Расписание по SMS

Остановочные таблички трамвая и троллейбуса (но не автобуса) в Волгограде выглядят так.

627 - код остановки. Если отправить этот код смской на номер 8 (904) 400-5656 - в ответ придет расписание нескольких ближайших рейсов. Если есть сбой в движении - об этом тоже сообщат. Система работает и в роуминге, проверено на примере МТС.

Не нравится
Нравится
источник: http://omchanin.livejournal.com/680558.html     рейтинг: 0  

Городской Блог