Российских провинций столица.
Прибыл, как водится на вокзал:
По вокзалу особой провинциальности не заметно, даже наоборот:
Но зато потом..
Зато муниципальный креатив на высоте:
Почти как в Биробиджане:
Память войны, как у нас принято, заметно чтят:
Порою нелестно для участников, на мой взгляд:
Набережная Иртыша не сильно живописнее:
Вообще, провинциальность, в моём понимании - это общий не очень хороший вид города (при немаленьком бюджете), большое количество снесённых ещё в советское время исторических зданий и замена их типовым железобетоном, общая беспорядочность и безвкусие в оформлении и современной планировке города.
Вот, например, типичный пример:
Краеведческий музей увеличили за счёт пристройки к историческому зданию позднесоветского убожества.
Неинтересные и шаблонные музеи, кстати, тоже неотъемлемый признак провинциальности.
Или, например, в очень провинциальном городе современную архитектуру и модернизацию понимают вот так:
Переделать старое здание речного вокзала с помощью пластика и стекла.
Транспорт в российском провинциальном городе - это маршрутки, в крайнем случае пазики.
Троллейбусы, трамваи очень старые, маршрутная сеть сокращается, большие автобусы часто отсутствуют совсем.
В миллионном и огромном по площади Омске автобусы, впрочем, есть, но маршруток явно больше.
Редкий пример сохранившегося старого архитектурного ансамбля:
Впрочем, обычно исторические здания выглядят вот так:
В этом плане Омск явно переплюнул Иркутск.
От вокзала я направился пешком на север, к центру, вдоль Иртыша.
Скучная-скучная набережная:
Хотя для справедливости стоит отметить, что в российской провинции благоустроенной набережной у реки обычно нет вообще, в лучшем случае это просто травянистый склон или пляж, обычно - промзона или просто свалка за забором.
Вид на центр города с Иртыша:
Несомненно, несколько тоскливое впечатление от Омска усиливается плоским западносибирским ландшафтом, лесостепной и какой-то блеклой природой.
Да, я чуть не забыл то, что меня больше всего порадовало в Омске - большое количество дешёвых магазинов, принадлежащих каким-нибудь колхозам и продающим качественную сельскохозяйственную продукцию по очень низким ценам. Пожалуй, я нигде больше таких цен в России не видел, кроме разве что сельских магазинов в нищих северокавказских республиках.
В наиболее безупречном и неизменном состоянии из исторических зданий в Омске находятся православные церкви. Вот, например, казачий собор:
Неожиданный креатив на выхлопной трубе:
Всё вперемешку - и архитектура, и ирландско-итальянско-узбекский паб:
И опять, набережная реки Омь в самом центре города:
Впадение Оми в Иртыш и спальные районы:
Как много где у нас в стране, сам речной вокзал закрыт, вместо него существует маленькая пристань, откуда осуществляются туристические рейсы по ценам, как в Москве:
Совсем рядом находится неожиданно удачный на вид театр.
Современная неоготика :)
Типичный вид в центре города:
Исторический центр в Омске велик, но собственно старых зданий осталось два квартала непосредственно к северу от реки Омь.
Главная достопримечательность - скульптуры городских жителей разных времён:
Особенно любим горожанами сантехник.
Достойно завершается всё это двумя театральными зданиями друг напротив друга:
Самые красивые здания города, на мой взгляд.
Эти два квартала - просто утешение после тех районов города, которые я прошёл перед этим.
К ним примыкает весьма живописный парк со странным названием Выставочный сквер:
К скверу примыкает музей Достоевского (Достоевский сидел в Омской крепости), по-моему не уступающий московскому.
Ворота самой крепости, недавно восстановленные:
Один из главных транспортных узлов города на севере центра:
Чуть дальше был приятный сюрприз - целая улица старых деревянных домов
С чёртовой кучей стендов, посвящённых почему-то истории омского стройкомплекса.
А это станция метро "Библиотека имени Пушкина", и сама библиотека на заднем плане:
Собственно, метрополитена в городе нет.
В середине 2000х метро строилось активно, в 2005 году ввели в строй метромост - пока только для автомобильного движения, также была построена значительная часть перегонных тоннелей и одна станция - библиотека имени Пушкина с подземным переходом, присутствующим на этом фото, при этом входа на станцию, естественно, нет.
В 2006 году компания Сибнефть перенесла свой главный офис из Омска в Санкт-Петербург, бюджет города уменьшился на порядок, срок сдачи метро отодвинулся лет на десять - на конец 2010х годов.
Этот переход и метро из одной станции - пожалуй, апофеоз омской провинциальности.
От библиотеки имени Пушкина я направился на северо-восток, в гигантские массивы частной застройки (треть города, ещё одна характерная омская черта).
Там я сел на трамвай и поехал на север, в жилмассивы, примыкающие к Омскому нефтеперерабатывающему заводу - крупнейшему предприятию города.
Там я долго и безуспешно ждал автобуса на левый берег Иртыша, в итоге пришлось удовлетвориться маршруткой. Покатался по спальным районам левобережья.
Вообще спальные районы Омска производят неприятное впечатление - очень плохой асфальт, почти полное отсутствие всякого благоустройства. Тоже, по моему опыту, типично для больших провинциальных городов; нечто похожее я видел в Саратове.
Потом я отправился обратно на юг, всё ещё по левому берегу, доехал до парка Победы, расположенного за замусоренной поймой между Иртышом и городским аэропортом.
Всё же современная скульптура в Омске как-то мрачновата.
Неприятные люди.
Около парка Победы находятся горячие источники. Вода приятная, но мусора могло бы быть и поменьше.
У меня оставалось ещё немного времени, на закате я отправился в Птичью гавань - главный природный объект в городе. Она расположена прямо напротив центра на другом берегу Иртыша и представляет собой старицы и болота, служащие приютом для птиц, в основном перелётных.
Всё, ночной поезд в Тюмень.