В послевоенные годы в СССР началось постепенное обновление парка городского транспорта, в том числе и трамвайного. До Омска очередь дошла в 1952 году, когда в город начали поступать новые вагоны КТМ-1 и КТП-1 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. По сравнению со старыми довоенными трамваями они выглядели гораздо элегантнее и сразу обращали на себя внимание. Всего в Омск было поставлено 50 моторных вагонов КТМ-1 и 50 прицепных КТП-1.
![КТМ-1_55+КТП-1 КТМ-1_55+КТП-1](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/367317/367317_600.jpg)
фото из альбома "Наше ТТУ", подарок ВЛКСМ ТТУ Челябинска
Новая модель трамвая была разработана в первые послевоенные годы на московском СВАРЗе, производство решили организовать на УКВЗ. В 1947 году были выпущены первые опытные образцы, а ещё через год началось серийное производство новых трамваев. Новые вагоны были двухосными, как и их предшественники - вагоны Х/М, но у КТМ-1 уже был современный цельнометаллический несущий кузов. В пару к моторному вагону был разработан унифицированный с ним по кузову прицепной вагон КТП-1. Кстати, индекс этих вагонов расшифровывался следующим образом: "К" - завод имени Кирова, "Т" - трамвай, "М/П" - моторный/прицепной, "1" - номер модели. В основном вагоны, как и раньше, были рассчитаны на стоящих пассажиров, а мест для сидения было немного: в моторном вагоне было 16 сидячих мест, а в прицепном - 15, мест же для едущих стоя было соответственно 100 и 108. Таким образом, в трамвайном поезде могло одновременно ехать до перевезти одновременно до 239 человек. На КТМ-1 устанавливалось два тяговых двигателя ДК-254А мощностью 50 КВт каждый, этого хватало, чтобы разогнать трамвай с прицепным вагоном до скорости 40 км/ч.
Новый трамвай получился простым по конструкции, удобным в обслуживании и достаточно надёжным. Были, конечно, и недостатки, и главные из них касались салона: он был тесный, неудобный и вдобавок ещё и неотапливаемый. Но пассажиры в те годы не были избалованы комфортом и новым трамваям очень даже радовались. Трамвай стал первым пассажирским транспортом, который прошёл по центру нового района - городка Нефтяников. Дорогу для автомобилей и автобусов/троллейбусов открыли позже, на фото хорошо видны заграждения, которыми перегорожен будущий проспект Мира.
![Мира КТМ-1 Мира КТМ-1](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/368133/368133_600.jpg)
фото: А.Я. Кобриц (фрагмент)
На следующем фото мы видим проспект Мира уже в готовом виде, а параллельно с трамваем к остановке подъезжает и его коллега-конкурент - троллейбус МТБ-82Д. На фотографии хорошо видно, что кузова у КТМ-1 и КТП-1 практически одинаковые, у КТП-1 на крыше "заглушка" на месте установки токоприёмного оборудования и слегка изменён передок, где вместо кабины вагоновожатого находится часть пассажирского салона.
![Мира_КТМ-1_Ухтомский Мира_КТМ-1_Ухтомский](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/367010/367010_600.jpg)
фото Д.Ухтомского из фотоальбома "Омск и омичи", 1967 г.
КТМ-1 и КТП-1 выпускались на УКВЗ до 1961 года, после чего завод полностью переключился на выпуск более прогрессивной модели - КТМ-2/КТП-2. По омским же улицам в последний раз КТМ-1 с КТП-1 проехали с пассажирами в 1975 году, после чего их, вместе с другими вагонами старых моделей, сняли с эксплуатации, и единственным типом омского трамвая надолго стал УКВЗ 71-605 (КТМ-5). Судьба большинства вагонов была незавидной - порезка и вторчермет, тогда уцелели лишь считанные экземпляры этих красивых машин, превратившиеся в склады и бытовки. Останки одного вагона были обнаружены в 2007 году в 100 км от Омска, но уже в разделанном под порезку виде...
![КТМ-1_призрак КТМ-1_призрак](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/367480/367480_600.jpg)
Как занесло КТМ-1 в эти края, так и осталось неизвестным, скорее всего в своё время какой-нибудь колхоз купил по знакомству крепкий ещё кузов под бытовку.
![КТМ-1_призрак_2 КТМ-1_призрак_2](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/367688/367688_600.jpg)
Увы, заводскую табличку или её остатки найти не удалось, тем более что кузов был уже обожжён металлоломщиками, зато на одном из бортов сохранился фрагмент бортового номера, скорее всего, это 51.
![КТМ-1_призрак_3 КТМ-1_призрак_3](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/368596/368596_600.jpg)
фото: Владимир "VR"
А через год я неожиданно натолкнулся в одном из садовых товариществ на останки КТП-1! Знакомые обводы кузова сразу бросились в глаза, причём это оказался кусок именно передней части, что и позволило идентифицировать находку именно как фрагмент прицепного вагона.
![КТП-1_призрак КТП-1_призрак](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/367901/367901_600.jpg)
Вот собственно, и всё, что осталось от этих интересных трамваев, бегавших когда-то по нашему городу. Впрочем, судьба иногда радует техноархеологов, я не теряю надежду найти в наших краях сохранившийся экземпляр, и если кто-то встречал где-нибудь такие вагоны в любом виде, настоятельно прошу сигнализировать.