![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/349663/349663_600.jpg)
Зима. 2007. Х., м. В частной коллекции в Риге.
"Новые - все гениальные... давно в Омске такого не было", - так написала
Ольга Кошелева о работах
Виталия Латышенко, сейчас выставленных на его персоналке в Доме художника (по 25 июля). А здесь не новые, но - сами смотрите - несколько гуашевых и масляных картинок с давней, но памятной персоналки 2008 года в Музее им. Врубеля. Бонус - пара картинок до окончательной (окончательной ли?) редакции. Иногда редакции чрезмерной: так, "Спелая груша", уже вошедшая в буклет выставки, к вернисажу была превращена в "Избы".
10 лет назад эти работы (и много других) были показаны на первой большой персоналке Виталия Латышенко в Музее имени М.А. Врубеля. К ней был вот такой текст:
Лето Виталия Латышенко
Зима – это время рациональности. Яркая живопись природы меняется на строгую графику, а люди изо всех сил стараются сберечь тепло – себя и своих жилищ. Но художник – существо заведомо иррациональное: жар своей души он не бережет, а выплескивает в работы, устанавливая в каждом отдельно взятом прямоугольнике холста необходимое ему в этот самый миг время года. Или, бывает, выплескивает свой холод, несмотря на царящий вокруг зной.
Виталий Латышенко – художник «летний», «жаркий». Горячий солнечный свет заливает его живописные полотна, и если этого света – только лучик, и плотная зелено-фиолетовая тень заполняет все пространство, все равно – лучик этот непременно летний, а тень – только малый уголок прохлады посреди плененного солнцем пространства. Вслед за солнцем Латышенко разделяет мир на свет и тень, создавая две единые в своей противоположности гиперцветовые среды. Цвет в них сконцентрирован до предела, иногда – до предела гармонии, расплавляя эту зыбкую границу, заставляя принять эту искреннюю веру, эту новую красоту.
Виталий Латышенко – художник «летний», бескомпромиссный и по своему отношению к творчеству. Его творческий пламень заставляет все силы отдавать служению искусству - в ущерб домашнему уюту, материальному достатку и другим общепринятым ценностям. Латышенко – художник, который вынужден творить, чтобы буквально – не сгореть.
Его, воспитанника сельских интернатов, заводского рабочего, каким-то чудом занесло на худграф, куда он впервые поступал, сдавая «живопись» вызывавшими сочувствие и смех у абитуриентов «школьными» красками. Между первой и второй, успешной, попытками была вечерняя художественная школа, где преподавал Николай Молодцов, сам в то время набирающий силу как художник, любящий, а главное - тонко и точно чувствующий цвет. Этот дар молодой педагог сумел разглядеть и развить в своем сверстнике-ученике.
На легендарном омском худграфе 80-х Виталий Латышенко попал в бурлящую свежими соками творческую среду, в которой едва ли не каждый студент был - гений, а педагог - бог. В этом сонме небожителей Латышенко не затерялся: он скоро прослыл лучшим рисовальщиком курса, а дипломная живописная работа «Цыганки» получила высокую оценку «самого» Леонида Елфимова и еще долго украшала «избранное» худграфа.
В 1990-х Виталий Латышенко создает свою живописную систему, находит собственное творческое «я». Начинает участвовать в выставках: сначала в составе творческого объединения «Цветной бульвар», затем и в персональных дуэтах: совместно с Валерием Тимофеевым, а позже – с Сергеем Вирганским в ОГИК музее, с Виталием Заболотько в галерее «Мир живописи».
Но в жизни цветолюбивого художника начинается черная полоса. Бытовые проблемы приводят к невозможности творить. В ненаходящем выхода творческом огне Латышенко едва не сгорел сам.
Слава Богу, не сгорел.
Весна – зима – лето. Такой творческий календарь оказался у Виталия Латышенко. Он снова много и радостно творит, участвует в выставках. Его работы стали мудрее, сочнее, лучше. Заметнее. Их можно увидеть как в музейных проектах – «Про людей и ангелов», «Пир королей» (ООМИИ им. М.А.Врубеля, 2007), так и на выставках Союза художников. Первые творческие награды нашли нашего героя.
Хочется верить, что лето Виталия Латышенко только начинается и продлится долго-долго…
С. Баранов
Рад, что лето замечательного художника Виталия Латышенко продолжается. И осень, надеюсь, не скоро.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/349918/349918_600.jpg)
Песня. 1994. Б., гуашь. В частном собрании в Риге.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/350080/350080_600.jpg)
Закат. 1997. Б., гуашь
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/350335/350335_600.jpg)
Рембрандт. 1998. Б., гуашь. 43х61
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/350564/350564_600.jpg)
Ожидание (Жду сноса). 1999. Б., гуашь. 69х50.
Долгое время Виталий прожил в деревянной лачужке на Декабристов с соседями-алкоголиками, своими частыми дебошами не дававшими ему работать. Целые 10 лет он ждал обещанного сноса.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/350915/350915_600.jpg)
Куклы. 2004. Б., гуашь. 38х49
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/351019/351019_600.jpg)
Портрет Вирганского. 2004. Б., гуашь
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/351441/351441_600.jpg)
Цветы и груша. 2004. Б., гуашь
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/351734/351734_600.jpg)
Праздник в окне. 2004. Б., гуашь.
Портрет этой самой крохотной комнатушки на Декабристов, где едва помещались лишь кровать, столик и складной мольберт.
И вот...
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/351777/351777_600.jpg)
Вокруг тишина. 2004. Х., м. Первоначальное название "Переехал". Один из первых, уже давно "исправленный" автором вариант.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/352104/352104_600.jpg)
Вокруг тишина (бывш. Переехал). 2005. 85х80.
И этот вариант, кажется, не стал окончательным. Судя по фотоотчетам с новой выставки, картинка уже выглядит иначе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/352401/352401_600.jpg)
Если бы. 2007. Х., м. 75х90
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/352731/352731_600.jpg)
В автобусе. 2005. Б., гуашь
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/352910/352910_600.jpg)
Лето без меня. 2004? Тоже одна из рекордсменок по перекрашиванию - это уже вариант 2007 года.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/353267/353267_600.jpg)
Полночь. 2007. Х., м. 75х85
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/353388/353388_600.jpg)
Спелая груша. 2007. ДВП, масло.
Эта работа вошла в буклет персоналки в в Музее имени М.А. Врубеля в 2008 году, но накануне вернисажа в попытках улучшить была полностью переписана и стала "Избами".
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/353728/353728_600.jpg)
Избы. 2008. ДВП, масло.
![](https://ic.pics.livejournal.com/klaustromax/26757293/353944/353944_600.jpg)
Пространство. 2007. В частной коллекции в Риге.
Одна из моих самых любимых работ. Очень реалистичная: при всей формальности точно запечатленное пространство лестничной клетки малосемейной 9-этажки в Башенном переулке, где живет и работает скромный сибирский гений Виталий Латышенко.