![](https://c1.staticflickr.com/5/4189/34492195582_48fe30ea47_b.jpg)
Просто - с помощью тактического урбанизма! И это не сухая теория или практика зарубежных стран, это сделали буквально за несколько дней в Саратове!
Знакомьтесь, такой недавно была площадь:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4179/34268830030_1c2b826ce9_b.jpg)
Вокруг сквера было одностороннее кольцо. То есть даже если вам не нужно было на вокзал - вы всё равно делали крюк, потому что внешний участок улицы был односторонним у сквера. Важно, что к самому вокзалу не пускали - нормы безопасности требуют отступ проезжей части от фасада, но кто-то решил не париться и просто закрыть площадь у вокзала от трафика. В итоге сквер был разрезан, все вынужденно делали круг, а пассажиры поднимались к вокзалу по лестнице:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/33811569184_b305ae5912_b.jpg)
Схема движения была хаотичной: не было мест для парковки, нормального фронта посадки у остановок, площадки для такси. Пешеходы шарахались от машин, потому что нормальных пешеходных связок не было. В общем, море асфальта, где водители и пешеходы друг друга ненавидели.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4180/34268831810_798df1b41a_b.jpg)
Рано или поздно хаос должен был закончиться. По планам, в 2018 году площадь должны были закрыть на реконструкцию. Но перед этим было решено проверить теории и схемы с помощью временного благоустройства. Так на улице изменилась схема движения, появилась городская мебель, светофоры, пешеходные переходы и столбики.
ТранспортНачнём с транспортной схемы - это ключевое изменение. С помощью ликвидации одностороннего движения удалось развести транзитный трафик и собственно клиентов вокзала:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4190/34523542631_32552aee7d_b.jpg)
Бонусом появилась легальная парковка:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4165/34613456806_50b2a9ae7f_b.jpg)
В Саратове только планируют ввести платную парковку, но здесь она де-юре уже есть) Знаки уже
нового типа:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/34492217282_95558a95b6_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4162/34492216122_c7c40a17ed_b.jpg)
Раньше машины ехали через сквер, разрезая его. Архитекторам удалось вернуть частичное движение на площадку у вокзала и сделать сквер одним целым!
![](https://c1.staticflickr.com/5/4181/34492211862_8c116881bc_b.jpg)
По нормам безопасности, машины не должны быть ближе 30 метров от вокзала. Сейчас проезжая часть проходит в 32 метрах, а когда-то было практически вплотную, судя по забору:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4182/34654171275_8ba21404b9_b.jpg)
Появилась площадка для такси:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4186/34492213282_e71863216d_b.jpg)
Общественный транспорт был разнесён на несколько остановок и фронтов:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34492199752_1c3e86fa36_b.jpg)
Решение оптимизации правильное - так ускоряется посадка и больше порядка, но вот про навигацию забыли, из-за чего пассажиры теряются на новом-старом месте. Некоторые сразу начинают считать, что их маршрут просто отменили.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4178/34268755220_2ef5bb987b_b.jpg)
Павильоны хоть и временные, но всё-таки должны иметь пандус, я считаю:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34492185432_9c37f5ee69_b.jpg)
Хорошим решением было бы в принципе сделать площадку приподнятой, чтобы облегчить посадку-высадку. Слишком высоко без этого:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4163/34492181622_92affae274_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4170/34523476081_e4378828f0_b.jpg)
Интересно, сколько раз обычный гаишник скажет "это невозможно" такому решению?)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4171/33844314653_605cd9f255_b.jpg)
С общественным транспортом в городе всё плохо. Даже у основного пересадочного узла не было павильонов...
![](https://c1.staticflickr.com/5/4179/34523472761_e9cf01b6fa_b.jpg)
Для безопасности и удобства пешеходов
был вырыт подземный переход сделали новые наземные переходы с островками безопасности и успокоили движение машин:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4189/34523470241_b105f618e3_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4187/33844386473_d5b03d4161_b.jpg)
Столбиков много не бывает)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4190/34613461186_6a5f2d8917_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4190/34613459136_e56da4af46_b.jpg)
Для велосипедистов ничего сделано не было.
Общественные пространстваБыла попытка сделать островки безопасности не только полезными, но и красивыми с чертами общественного пространства:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34523541961_0e8cddcc3b_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4157/34492214912_7bb530ba6f_b.jpg)
У людей, как правило, асфальт ассоциируется с дорогой, поэтому при тактическом урбанизме часто работают красками - нужно общественное пространство, а не дорога. В идеале, конечно же, асфальт надо максимально убирать из города.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4193/33811551934_a063efcdef_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4181/34492211862_8c116881bc_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4184/34613455036_82b414504e_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34492218382_39a1dbc0af_b.jpg)
Все протоптанные тропинки были подсыпаны, чтобы было легче ходить и не было грязи:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4164/34613441786_f85e44610b_b.jpg)
Городская мебель:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4194/34613375356_f7662f076d_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4190/34654168245_a532e02cbe_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4183/34492197782_7f0a96be5c_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4177/34654172665_955902a6a5_b.jpg)
Косяк получился с урнами - их запретили делать из дерева, а металлические где-то задержались. В общем, пока мусор приходится класть в карман.
Работа с жителями![](https://c1.staticflickr.com/5/4162/34654160565_c3be373ee4_b.jpg)
Любой городской проект натолкнётся на сопротивление жителей. Это будет всегда - люди консервативны и боятся чего-то нового (делай что угодно, но только не в моём дворе). Поэтому работа с горожанами начинается на этапе проекта -
обычно для этого проводят воркшопы. Это помогает получить одобрение проекта от местных сообществ и избежать ошибок - они лучше всех знают свой район и его необычные детали.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/34492187722_bce5a377cf_b.jpg)
Тут подготовительной работы не было, людей просто поставили перед фактом нового пространства. Зато активная кампания идёт сейчас. Повсюду объявления, зачем это делается:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4174/34613450256_d700b5d614_b.jpg)
Инфографика:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4188/34523478381_ab7121dba2_b.jpg)
В центре сквера сделали пирамиду, где стоят волонтёры и есть большая схема.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4162/34268827070_4fa7938b11_b.jpg)
Мужчина на фото мучил волонтёров и начальника проекта минут 20. В начале был гнев и непонимание, а в конце - признание. Вообще, как мне кажется, многие начинают скандалить и критиковать просто из-за того, что у них накипело, а тут вроде власть поругать можно и тебя слушают.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4194/34654130755_52a5b8a1a1_b.jpg)
Тут же раздают буклеты, где можно написать пожелания и отзыв:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34613374426_e0e1d50b3d_b.jpg)
По-моему, вышло хорошо. Самое главное, что это первый проект тактического урбанизма при организации движения - до этого подобное делали только на пешеходных зонах. Теперь будет сложнее писать отговорки в стиле
у нас так делать нельзя, потому что никто так не делал. Саратов
почти как Нью-Йорк)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4178/34654127155_79f4bf24de_b.jpg)
Главные плюс таких испытаний перед капитальными работами - испытание гипотез на практике. Ни одна теория не сможет показать жизнеспособность проекта лучше проверки в поле. Небольшие затраты денег и человекочасов стоят того, чтобы избежать ошибок при укладе бордюров, плитки или светофоров.