Омская крепость, как известно, была центром Сибирских укрепленных линий, самой последней из которых была построена Пресногорьковская или просто Горькая линия, вот ее начало обозначено на старой карте, а полная схема есть в http://omchanin.livejournal.com/1370685.html и http://omchanin.livejournal.com/785768.html.
![](http://cs630017.vk.me/v630017488/2c06f/apk_0URKMJY.jpg)
belyaefff предпринимал попытку показать все укрепления этой линии http://omchanin.livejournal.com/890993.html, проделал большую работу, но у него отстуствовали сведения про два первых звена этой линии. Про Иртышский редут появилась хорошая гипотеза http://omchanin.livejournal.com/1996928.html, но еще до него начинать нужно было с Елизаветинского маяка, именно это укрепление было первым на Горькой линии, а не Омская крепость, расположенная на другом берегу реки.
Место маяка, в общем-то, понятно, но от него ничего не осталось и не могло остаться
![](https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/16265345_1109992009122666_1488298663701589536_n.jpg?oh=a33f0f6275581a880b6ed1c5ccb1d2f2&oe=59105C07)
Как мне представляется, между редутами, маяками и крепостями Горькой линии был насыпан небольшой вал, собственно, и образуя ту самую линию. Вдоль этого вала и был проложен старый тракт в Петропавловск и далее. А, возмжно, что, чуть позже и прямо по нему, чтоб не пропадать добру. Еще в 1940 году Тюкалинский тракт до Мельничного был проложен именно так, как шла Горькая линия
![11185_original.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/195694/17048229.51/0_14efbb_76a79f86_XXXL.jpg)
Начало Линии и тракта - 1-й Островский переулок.
![](https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/16265345_1109991999122667_7142827145499868280_n.jpg?oh=645fd5fb5213734acdff3a92a67420f7&oe=59184E84)
Возможно, что до сих пор сохранился даже вал Горькой линии вдоль Птичьей гавани! Раньше я принимал его за начало Тюкалинского тракта http://omchanin.livejournal.com/23493.html
![](http://pics.livejournal.com/omchanin/pic/000btcez/s640x480)
Чуть позже дорога на Петропавловск спрямилась, через Мельничное стали ездить на Тюкалинск и Тюмень, а Петропвловский тракт пошел через Чукреевку и Приветное. И начало этого нового тракта было уже на 3-м Островском переулке у новой пристани. А пристань Тюкалинского тракта сместилась в створ ул. Масленникова. Вот эти два тракта на карте 1940 года
![](http://pics.livejournal.com/omchanin/pic/000by55b/s640x480)
Они сходились перед мостом через Замарайку, потом снова расходились. В этой части эти старые дороги сохранились в своем начале почти полностью.
Вот та самая смычка перед Замарайкой, например.
![](https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/16265345_1109992005789333_423961540222742511_n.jpg?oh=004037a1547a78c61e939c9436af1ad8&oe=59057E3E)
Потом старый тракт на Петропавловск стал Тюкалинским и жив почти целиком вплоть до Петрушенко (ул. 70 лет Октября, Дианова) http://omchanin.livejournal.com/23493.html. А вот новый тракт на Петропавловск был поглощен аэропортом, и был переложен еще несколько раз, пока не стал современным Исилькульским.