Ну а мы идем по истории омского трамвая дальше. Уже вспомнили мы предысторию, пуск трамвая, 30-е, 40-е и 50-е годы. Ссылки на новый цикл постов - по ссылкам-картинкам внизу этой заметки.
Начало шестидесятых у омского трамвая было бурным. Сначала ликвидировали конечную на жд вокзале по причине того, что к тому времени там уже плотно засел троллейбус, причем его конечная переехала с ДК Лобкова прямо на место трамвайного кольца. А трамвай перенесли на ул. Котельникова и Труда, организовав кольцо около знаменитого дома №49.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6802/9890381.48/0_aa405_6e67fa4c_XXL.jpg)
Этот перенос, с одной стороны, лишил трамвай очень «хлебного» места, а с другой – добавил пассажиров огромного жилмассива в районе Труда, откуда в то время вообще было не уехать. Правда, этот жилмассив был сплошь из частного сектора.
Затем, в 1962 году сдали линию по Горбатому мосту от Лермонтова до 11-й Ремесленной.
![](https://pastvu.com/_p/d/l/7/2/l72ljvjwm21oudqr61.jpg)
Туда с ПКиО перенаправили трамвай №4, а также возобновили маршрут №1, который теперь шел от 11-й Ремесленной до Шинного завода. Примерно в это же время была ликвидирована конечная «ПКиО» (хотя кольцо осталось), и трамвай №2 пошел от Шинного в г. Водников. На фото - схема "двойки" и фото 1967 года.
![](http://pics.livejournal.com/omchanin/pic/000r402f/s640x480)
![](https://pastvu.com/_p/d/a/f/l/aflrxqiw2jk18r8wty.jpg)
Потом маршрут №2 завернули на 11-ю Ремесленную
После сдачи в эксплуатацию завода СК трамвай №6 был продлен до этого завода.
В середине 60-х. был проведен целый ряд мероприятий, направленных на улучшение обслуживания трудящихся города и производственно - финансовой деятельности управления.
1. Проведена реконструкция и освоена эксплуатация трамвайного депо №1.
2. По улице Долгирева организована путейская база.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/367317/367317_original.jpg)
3. Реорганизована служба движения, которая стала заниматься только организацией движения и контролем регулярности движения. Улучшению регулирования движения способствовало строительство и ввод в эксплуатацию разъездных путей на Северных улицах, для трамвайного маршрута №2, на ул. Труда - для маршрутов № 9, 8, 5.
4. Ввдены в эксплуатацию тяговые подстанции №7 и №8 и заканчивается строительство подстанции №9, что давало возможность увеличить выпуск подвижного состава на линию и увеличить скорость движения до 15,4 км/ч.
5. Были решены вопросы подготовки кадров.
6. Пополнен подвижной состав новыми трамвайными вагонами в количестве 6 ед. Одновременно списано с инвентаря 8 старотипных вагонов серии "Х" и "М".
7. Внедрен еще целый ряд организационно-технических мероприятий, так, например, с 1966 года трамвай перешел на бескондукторный режим.
На 1 октября 1967 года трамвайщики имели:
- 2 трамвайных депо на 150 вагоноединиц с приписным парком в 204 ваг/ед.
- 90 км трамвайных путей
- 33 км кабельных сетей
- 9 тяговых подстанций мощностью 15 тыс кВт
Маршруты на конец 60-х
- 11-я Ремесленная – Шинный зд
- 11-я Ремесленная – Водников
- 11-я Ремесленная – Шинный зд (через центр)
- 11-я Ремесленная – Труда
- Труда - Кристалл
- Кристалл – зд. СК
- Долгирева – 3-й Разъезд
- Труда – Шинный зд
- Труда – 3-й Разъезд.
![](http://pics.livejournal.com/omchanin/pic/000r5xbe/s640x480)