Календарь

Октябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

59 Омских Верблюдов

07:10, 10.08.2016  omsk

Рустам проделал просто огромную работу! Кто вдруг не в курсе - именно для этих самолетов была построена бетонка от Полета до "Омск-Северного", как и сам современный "Омск-Северный"

Оригинал взят у rust1964 в 59 Омских Верблюдов

Омск Советский был серьезным оборонным центром. В разное время здесь строились истребители, бомбардировщики, танки. Но строились здесь и серьезные вещи гражданского характера. Например один из первых гражданских реактивных самолетов Ту-104.


Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel«Верблюд») — первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 года, после приостановки по техническим причинам полётов британского реактивного авиалайнера «Комета», до октября 1958 года, когда был введён в коммерческую эксплуатацию американский реактивный авиалайнер Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.
Официальное постановление Совета Министров о проектировании реактивного пассажирского самолёта в КБ Туполева вышло 11 июня 1954 года, хотя работы велись и раньше. Ещё при создании бомбардировщика Ту-16 были созданы и первые наброски будущего реактивного пассажирского лайнера. К 1952-53 годам были подготовлены и чертежи. Проект получил рабочее название Ту-2АМ-3-200. Будущий лайнер получил индекс 104. К слову все дальнейшие серийные пассажирские самолёты ОКБ Туполева получали трехзначные индексы с четвёркой на конце. Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Для Ту-104 был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено в низ фюзеляжа. Именно поэтому разработка самолёта подобного типа заняла столь короткий срок.Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955;года. 5 ноября в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе (УССР). В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетели три ТУ-104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413). 15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск.

Всего было выпущено 201 шт. самолетов. Из них 59 на Омском заводе № 166.


Судьба многих Омский 104-х была зачастую очень драматична, и кстати именно их судьба позволяла в последствии сделать 104-е более надежными.

Первый Омский 104-й имел заводской номер:

66600101 бортовой СССР-Л5419 (позже 42325) в эксплуатации находился с 13 октября 1956 г. до 25 марта 1961 г.

12 июля 1957 года сибирские летчики выполнили первый регулярный рейс на ТУ-104 по маршруту Новосибирск- Свердловск – Внуково. Бортовой CCCP-42325 был назначен, но не наносился! Борт был перекрашен и имел этот бортовой для съемок в фильме.

Позже передан как учебный в Ульяновск, предположительно утилизирован в районе 65 года.

66600102 Бортовой №: СССР-Л5420 (потом СССР-42326) был экспериментальным, салон на 50 пасс. Ту-104ЛЛ был оборудован длинным носовым обтекателем.





Использовался учебным центром в Новосибирске, затем летал в Пулковском отряде, с 65-го по 2014 КБ Микояна-Гуревича


66600201 Бортовой №: СССР-Л5421 (затем СССР-42327) ГосНИИ ГА МГА затем Иркутский авиаотряд

Летал с 56-го по 76-й год. Салон на 70 пасс, далее на 85 пасс.

С апреля 1957 года базировался в Иркутске. В сентябре 1957 года на данном борту было поставлено несколько мировых рекордов.
9 февраля 1976 года разрушился при взлёте из а/п Иркутска. В этом инциденте также был повреждён Ту-154 P-551 авиакомпании Air Koryo.

66600202 Бортовой №: СССР-Л5422 (затем СССР-42328) Летал с февраля 57 до конца 60-го. Сначала Новосибирский, а затем Рижский учебные центры. Салон на 50 пасс.
Сгорел в конце 80х, кабина сохранена в латвийском музее авиации.




76600203 Бортовой №: СССР-Л5423 (затем СССР-42329)
Летал с 57-го по 77-й.Салон на 50 пассажиров.
Передан в в/ч 15585 МО СССР (ВМФ) по решению СМ СССР №2476РС от 28/8/1961 (№010п от 6/10/1961).

original.jpg

Принадлежал отряду управления 57 МРАД
с 77-го был на хранении в Белоруссии. В 90-х утилизирован.

76600301 Бортовой №: СССР-Л5424 (затем СССР-42330) Модификация Ту-104Ш (с 61-го года)





Передан в в/ч 15585 МО СССР по решению СМ СССР №2476РС от 28/8/1961 (№010п от 6/10/1961).
В 1961 был конвертирован в Ту-104Ш (для штурманов Ту-16К-10) и передан в ВМФ СССР. Числился за отрядом управления 143 МРАД ВВС КТОФ. С начала 1970 использовался для пассажирских перевозок. Был списан в 1981 году. После был поставлен в Монгохто. Порезан в 1994 году после пожара.

76600302 Бортовой №: (без номера) Ту-107 прототип советского военного транспортного самолёта, основанного на базе Ту-104. Особенностью самолёта была погрузочная аппарель и он предназначался для транспортировки легких машин, артиллерийских установок или до 70 парашютистов. Единственный прототип был успешно протестирован, но так и не поступил в серийное производство.
Тактический транспортный самолет. Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведен в 1958 году. Заводские испытания начались в сентябре 1958 года. С лета 1959 года по весну 1960 года проходил испытания НИИ ВВС. Позже передан в в/ч 45011 в ВДВ (г. Рязань). В конце сентября 1965 года участвовал в установление мировых рекордов по парашютному спорту в г. Саратове. Установлено 13 мировых рекордов. Долгое время простоял на территории УАТБ Рязанского училища. Списан и утилизирован в конце 80х.






76600303 Бортовой №: СССР-Л5424 (СССР-42331) с 57-го по 60-й эксплуатировался Иркутским и Хабаровским авиаотрядами, затем Новосибирским учебным центром, затем до 65-го в ведении Министерства Авиационной промышленности.




76600401 Бортовой №: СССР-Л5427 (СССР-42333)




Летал с 57-го по 77-й до 62-го Внуковский авиаотряд, затем Иркутский.

76600402 Бортовой №: СССР-Л5426 (СССР-42332)

С 57-го по 61-й Иркутский и Хабаровский авиаотряды
Салон на 50 пассажиров.



Передан в в/ч 15585 МО СССР по решению СМ СССР №2476РС от 28/8/1961 (№010п от 6/10/1961).
Разбился в 1981 при взлете с аэродрома Пушкин с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э.Спиридоновым. Именно после этого 104-е вывели из эксплуатации.

76600403 Бортовой №: СССР-Л5428 (СССР-42334)

Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров. Иркутский отряд. списан в 77-году

76600501 Бортовой №: СССР-Л5429 (СССР-42335 )

Летал с 57-го по 76-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85. Иркутский отряд.
Взлетал из аэропорта Читы с перегрузкой 5 тонн и врезался в железнодорожную насыпь, раскололся надвое. Погибших нет.

76600502 Бортовой №: СССР-Л5430 (СССР-42336)

Летал с 57-го по 77-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров. Иркутский отряд.

76600503 Бортовой №: OK-LDA

с 57-го по 73-й Чехословацкие авиалинии. с 73-го на хранении.
Первый Ту-104 CSA. Получил имя 'Praha'.
Первый коммерческий рейс совершил 9 декабря 1957 года, последний - 14 сентября 1973 года в Kbely, стал музейным экспонатом. В мае 2008 отреставрирован, в идеальном состоянии.






76600601 Бортовой №: OK-LDB

Летал с 57-го по 63-й
Второй Ту-104 CSA. Получил имя 'Bratislava'.
16.3.63 сгорел в Бомбее при заправке.

76600602 Бортовой №: OK-LDC

Летал с 57-го по 74-й
Третий Ту-104 CSA. Получил имя 'Brno'.









В 1975 году получил фейковую регистрацию CCCP-87786 и был перекрашен в цвета Аэрофлота для съемок в фильме, после - снова покрашен в цвета CSA. До 1992 года на хранении в Touzim, использовался, как ресторан. В 1992 году демонтирован. С 1994 года снова в качестве ресторана стоял в Usti nad Labem. В июле 1999 года опять демонтирован и перевезен в Petrovice недалеко от чешско-германской границы, где был отреставрирован и получил стикеры 'Air Restaurant' и 'Coca-Cola'. Находится в хорошем состоянии.

76600603 Бортовой №: СССР-Л5431 (СССР-42337)

Летал с 580го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров. Иркутский отряд.

86600701 Бортовой №: СССР-Л5432 (СССР-42338)

С 58-го по 62-й Внуковский отряд. С 63-по 65 Егорьевское училище ГА. Салон на 70 пасс.
В 1962/63 годах - экспонат на ВДНХ.
Далее передан в Егорьевск.

86600702 Бортовой №: СССР-Л5433 (СССР-42339)

Летал с 58-го по 78-й.Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров.Ташкентский,Хабаровский,Иркутский отряды

86600703 Бортовой №: СССР-Л5453 (СССР-42353)

Летал с 58-го по 76-й.Салон на 70 пассажиров. Внуковский, Ленинградский, Хабаровский отряды.

86600801 Бортовой №: СССР-Л5458 (СССР-42354)

Летал с 58-го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.Хабаровский, Тбилисский,Одесский отряды
Первый Ту-104, базировавшийся в Хабаровске.




С 78-го по 94-й памятник в Донецке. Утилизирован.

86600802 Бортовой №: СССР-42356

Летал с 58-го по 77-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров. До 67-го Отдельный правительственный отряд, затем Хабаровский.

86600803 Бортовой №: СССР-42357

Летал с 58-го по 61-й. Салон на 70 пассажиров.
Выкатился за пределы полосы во Владивостоке и столкнулся с забором. Внуковский правительственный отряд.

86601003 Бортовой №: СССР-42363

Летал с 58-го по 77-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров. Хабаровский отряд.

86601001 Бортовой №: СССР-42361

Летал с 58-го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.







Был сохранен как памятник в Конотопе. Последний полёт самолёта был в июне 1978 г. с посадкой на аэродроме Конотоп. После развала СССР был даже перекрашен. Были закрашены бортовой номер, символика Аэрофлота. Красный флаг был перекрашен в жёлто-голубой. В 1998 году в результате поджога выгорела верхняя часть фюзеляжа, после чего самолёт был порезан. Внуковский правительственный отряд (до 70-го года), Одесский отряд.

86601002 Бортовой №: СССР-42362

Самая известная катастрофа на Ту-104. Салон на 70 пассажиров. Внуковский правительственный отряд
Разбился из-за сильной турбулентности в лесу, вблизи Апнерка железнодорожная станция 27 км к западу от Канаш (Чувашия).
Впоследствии было принято решение ограничить эшелоны полетов самолетов Ту-104 до 9 000 м, уменьшить допустимую предельно заднюю центровку, расширить диапазон углов отклонения руля высоты и уменьшить угол установки стабилизатора.


86601003 Бортовой №: СССР-42363



Летал с 58-го по 77-й.Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров. Хабаровский отряд

86601101 Бортовой №: СССР-42364

Летал с 58-го по 78-й. Хабаровский отряд.





86601102 Бортовой №: СССР-42365

Летал с 58-го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.Иркутский затем Толмачевский отряды




Сохранен в пионерском лагере "Юбилейный" неподалеку от Томска в качестве кинотеатра.

86601103 Бортовой №: СССР-42366

Летал с 58-го по 62-й. Салон на 70 пассажиров. Хабаровский отряд.
На высоте 4500 м из-за сильной вибрации вышел из под контроля и рухнул в болото в 15 км к юго-западу от Куруна (Нанайский район Хабаровский край, 95.5 км к северо-востоку от аэропорта Хабаровск). Причины аварии в ходе расследования комиссии не установлено, но по слухам самолет был сбит ракетой, запущенной при учениях ПВО в Литовко.

86601201 Бортовой №: СССР-42367

Летал 58-го по 77-й.Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров. Хабаровский отряд.

86601202 Бортовой №: OK-MDE (первоначально СССР-42368)

С58-го по 62-й Внуковский правительственный отряд. С 62-го по 73-й Чехословацкие авиалинии.
10.2.62 был исключен из советского реестра в пользу CSA, у чехов получил имя 'Ostrava'.
29.8.73 при посадке выкатился за пределы полосы и разрушился, никто не погиб. Обломки крайний раз были замечены в 2007 году.

86601203 Бортовой №: СССР-42369

С 58-го по 70-й Внуковский правительственный отряд. С 70-го 77-й Хабаровский.
Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85.



При заходе на посадку в Алма-Ате, загорелся левый двигатель. Самолет упал в 3км. до полосы.

86601301 Бортовой №: СССР-42370

Летал с 58-го по 62-й. Салон на 70 пассажиров. Хабаровский отряд.
Во время учений ПВО в районе Красноярска был случайно сбит ракетой.

86601302 Бортовой №: 48

Летал с 58-го по 80-й. На хранении. Изначально был зарегистрирован за чехословацкими ВВС, но сразу же был возвращен ВВС СССР. Никаких документов о полетах за ВВС Чехословакии не сохранилось.







В СССР стал прототипом Ту-104А-ТС (грузовой вариант Ту-104А). Был переделан в грузовик в конце 60-ых начале 70-ых (точной даты конвертации нет). В качестве грузового самолета использовался недолго, после чего стал использоваться в Чкаловском для тренировки космонавтов в невесомости (как в Ту-104АК). Был одним из немногих долголетающих Ту-104. Списан в конце 70-ых. перевезён в Звёздный городок

86601303 Бортовой №: 03

Летал с 58-го по 80-й. Изначально был зарегистрирован за чехословацкими ВВС, но сразу же был возвращен ВВС СССР. Никаких документов о полетах за ВВС Чехословакии не сохранилось.



В настоящее время находится на территории до "Салют" в Нижегородской обл.

96601401 Бортовой №: СССР-42371

Летал с 59-го по 78-й, до 81-го на хранении в КИИГА.Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.
В 1976 году совершил грубую посадку в Борисполе из-за отказа двигателей. В дальнейшем был восстановлен.

96601402 Бортовой №: СССР-42372

Летал с 59-го по 77-й. Толмачевский отряд.Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.

96601403 Бортовой №: СССР-42373

С59-го по 67-й Хабаровский отряд. с 67-го по 78-й Тбилисский.Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.

96601501 Бортовой №: СССР-42374

Летал с 59-го по 79-й. Изначально салон на 70 пассажиров, в дальнейшем салон "уплотнен" до 85 кресел. Хабаровский отряд.



96601502 Бортовой №: СССР-42375

Летал с 59-го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров. Хабаровский отряд.

96601503 Бортовой №: СССР-42376

С 59-го по 60-й Новосибирский учебный центр,60-75 ГосНИИ ГА.С июля 1979 года - памятник у дворца пионеров на пр. Ленина, 22, Ишимбай. Демонтировали в 2005 году из-за неоднократных пожаров, переплавили в городе Стерлитамаке.


96601601 Бортовой №: СССР-42377

Летал с 59-го по 77-й. ГосНИИ ГА и Хабаровский отряд. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров.

96601602 Бортовой №: СССР-42378



Летал с 59-го по 78-й. с 78-го по 86-й хранение в парке в Усолье-Сибирское.Салон на 70 пасс., переделан на 85 пасс. Иркутский отряд.

96601603 Бортовой №: СССР-42451

Летал с 59-го по 79-й. На хранении до 92-го.Салон на 70 пасс, переделан на 100 пасс.
Последний полет - 15.3.79.






С конца 1979 был памятником перед терминалом ап Хабаровск. Порезан в 1992 году, однако, обломки и некоторые части самолета лежали до 1994 года.

96601701 Бортовой №: СССР-42452

Летал с 59-го по 60-й. Салон на 70 пассажиров. Хабаровский отряд.
При заходе на посадку в Усть-Орду в плохую погоду, столкнулся с высоковольтными проводами. Погибло 3 члена экипажа.

96601702 Бортовой №: СССР-42453

Летал с 59-го по 78-й.Салон на 70 мест. Толмачевский отряд.

96601703 Бортовой №: СССР-42454





Летал с 60-го по 81-й.Борт использовался как ЛЛ по программе испытаний вооружения МиГ-31. Оборудован пилоном, произвёл два пуска ракеты Р-33 в 1975 году. В конце 70х конвертирован в вариант метеоразведки "Циклон".
За свой острый нос (с радаром "Заслон") получил прозвище "Буратино".

96601801 Бортовой №: СССР-42457

Летал с 59-го по 78-й. На заводе была присвоена тестовая CCCP-L5457, но буквально в течении нескольких дней был перерегистрирован как CCCP-42457.
Салон на 70 пасс, потом на 100 пасс. Хабаровский отряд

96601802 Бортовой №: СССР-42458

Летал с 59-го по 79-й. Салон на 70 пасс, далее на 85. Иркутский отряд.

96601803 Бортовой №: OK-NDD

Летал с 60-го по 70-й. Четвертый Ту-104 CSA. Получил имя 'Plzen'.



Разбился при третьей попытке захода на посадку в Триполи.

06601901 Бортовой №: СССР-42459

Летал с 60-го по 79-й. До 64-го Внуковский правительственный отряд, потом Шереметьевский и Бориспольский. Салон на 70 пассажиров.

06601902 Бортовой №: СССР-42460

Летал с 60-го по 79-й. Салон на 70 пасс.








В ноябре 1987 года стал памятником в Рыбинске на улице Моторостроителей.

06601903 Бортовой №: СССР-42461




Летал с 60-го по 79-й.На хранении до 91-го. Салон на 70 пасс.
После списания - установлен памятником в Чите. Разобран в начале 90х.

06602001 Бортовой №: СССР-42462

Летал с 60-го по 80-й.До 64-го Правительственные отряды потом Шереметьево и Толмачево. Первоначально салон на 70 пасс, далее конвертирован в 100-местный вариант.



По СТ, борт был передан Украинскому УГА в 1974 году - но документально это нигде не отражено.

06602002 Бортовой №: СССР-42463









Летал с 60-го по 80-й.До 64-го Правительственные отряды потом Шереметьево и Толмачево.С 79-го Украинский отряд. Первоначально салон на 70 пасс, далее конвертирован в вариант на 88 пасс.

Последний Омский "Верблюд" после которого для 166-го завода началась космическая эра.

06602003 Бортовой №: СССР-42464















Летал с 60-го по 80-й год. До 64-го - Правительственные отряды потом Шереметьевский и Ленинградский отряды.Салон на 70 пасс.
После списания борт использовался как тренажёр в а/п Пулково. Разобран в середине 80х.

Вот и вся история Омских верблюдов... Некоторые из них были повторены в моделях:











И видео (1,26 мелькает самолет собранный в Омске)

Не нравится
Нравится
источник: http://omchanin.livejournal.com/1837788.html     рейтинг: 0  

Городской Блог