![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/388362/388362_original.jpg)
Сегодня мы познакомимся с одним из швейцарских депо Цюрихской метрополии, которое называется Wollishofen. Наверное, Вы подумаете, что оно построено недавно с нуля. Нет. Это историческое депо, архитектурное наследие, которое оберегается и реконструируется с особым вниманием. Посмотрим, что значит любить родную землю, свою историю, чтить предков и их труды. Эта статья не про то как у нас всё плохо, а в Швейцарии хорошо. Эта статья про то, как нужно делать и к чему стремиться. И наконец, эта статья про то, что телевизор и радиоприёмник нужно давно выкинуть на помойку.
Эта статья является большим трудом. Она одна из тех, которые нужно обязательно хранить и к которым нужно возвращаться. Я постарался создать уникальный материал, с которым Вас больше никто не познакомит. Более того, даже в Швейцарии это не требуется, так как все достижения
людям видны вокруг себя начиная с собственного подъезда, двора и улицы. Там их не нужно показывать на местных "сделаноунас". Поэтому у меня большая просьба поделиться с ней с друзьями, знакомыми и коллегами. В наших же интересах, чтобы этот подход взяли на вооружение наши уважаемые управленцы.
К середине второго десятка 21 века у нас складывается удивительная ситуация.
Одни выпиливают зеленый НОТ и ЖД в виде электричек, тем самым разрушая инфраструктурные и территориальные связи, блокируя развитие наших земель и экономики. Другие за суммы на которые можно было строить "Швейцарии" и получить результат уже сегодня, пускают в абсолютно убыточные и неэффективные сферы, например, метро в малых городах. Да, 1 млн населения для метро - это малый город. В результате другие сферы страдают от недофинансирования, как и жители без хорошо развитой системы зеленого НОТа.
Третья группа всячески отвлекает от подобных тем, от деградации и развала. Их цель политика. Посадить всю страну на обсуждение политических тем, заставить спорить и ссориться бывших друзьям, одноклассников и даже родных. Сравнение с развитыми странами они не способны (или не хотят) понять, что главная цель - это как можно скорее исправить ситуацию.
Четвертая группа активно защищает такой подход. Мне сразу на ум приходит ситуация времен войны. Блокада Ленинграда. Нужно отрезать любые коммуникации и тогда жители сами сдадут город. Собственно, ставится цель закрыть все дороги и пути. Но тогда было понятно. Был враг, который пришел с мечом. Но чего добиваются наши сегодня? Особенно третья и четвертая группа? Это отсутствие образования или злой умысел? "Совпадение? Не думаю".
Результат этого подхода давно виден. Деревни пустеют, из малых и средних городов люди уезжают в крупные. А у наших крупных соседей может появится мысль, а зачем им столько пустой земли? Меня это беспокоит. Поэтому активно продвигаю опыт Швейцарии, как страны, которая показывает пример в развитии своих земель.
Наши зарубежные коллеги могли застроить небоскребами всю страну, но они выбрали, в качестве стратегии, развитие большого количества земли. Малоэтажное строительство это ключ к развитию и достижению многих позиций. Но в отличие от огромного количетсва населенных пунктов США, ставка сделана на развитие инфраструктуры, в том числе общественного транспорта и электричек. По большей части зеленого транспорта. Парадокс в том, что всё это не мешает иметь автопарк, который удельно сопоставим с теми же США. Более 700 автомобилей на тысячу населения. Только нюанс в том, что автомобиль это Ваша страховка, а основной вид транспорта это НОТ и ЖД. А для того, чтобы комфорт был сопоставим с комфортом личного авто, Швейцария на разных уровнях регулярно вкладывает в него технологии, силы и средства. Казалось бы, закупи хай-тек троллейбусы, электрички и трамваи и отрапортуй на муниципальном сайте. Но это в теории. На практике, депо и троллейбусные парки устареваеют не медленнее, чем сам подвижной состав. Обслуживать в полувоенных условиях хай-тек продукт просто нереально. Я надеюсь, что из прошлых репортажей, мои уважаемые читатели, это поняли. А еще ведь контактная сеть и прочая инфраструктура. Нельзя хай-тек запустить по рельсам Омска.
В результате для того, чтобы обслуживать вот это:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/402319/402319_original.jpg)
это:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/403103/403103_1000.jpg)
и это:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/402516/402516_original.jpg)
Нужно понимать, что существуют требования, которые невозможно выполнить на коленке в гараже. И несмотря на то, что существуют мобильные бригады по ремонту, нужны вложения в серьезные депо. Как показывает практика Швейцарии, всё это убыточно напрямую, но многократно возвращается в виде косвенных поступлений в бюджеты на всех 3-х уровнях.
Трамвайное депо Воллисхофен один из примеров таких депо. Это далеко не самое крутое депо Швейцарии, но оно отражает суть идеи - уважать свою историю, архитектуру, предков, которые всё это изобретали и строили. Но главное бесконечно двигаться вперед. И наконец, делать качественно. Качество это синоним Швейцарии.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/388768/388768_original.jpg)
Депо Воллисхофен является памятником архитектуры и муниципалитет откошмарит любое юрлицо и всех сотрудников, кто посягнет на свою историю и архитектуру. Более-менее законченный вид депо приобрело к 1930-му году. Архитектор Герман Гертер приложил свою руку к созданию многих зданий в Цюрихской Агломерации. В том числе к этому депо. К счастью, про это депо есть много информации и материала, поэтому статья получилась большая и наглядная.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/389011/389011_original.jpg)
Депо весьма крупное. План:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/389157/389157_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/389426/389426_original.jpg)
Сам Цюрих распологается вдали чуть левее. Депо, по нашим меркам, находится на одной их самых лакомых площадок.
Тут нужно обязательно его снести и построить крутой ТЦ обшитый туалетной плиткой или нет.. Большой элитный жилой комплекс с морем салонов красоты. По швейцарским законам нельзя построить сооружение,
даже элитный жилой дом, которое закроет вид соседям. Это одна из причин популярности этой страны среди наших обеспеченных граждан.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/389878/389878_original.jpg)
Но, муниципалитет и VBZ, разумеется, сохранили депо, обеспечив вложение приличных средств в реконструкцию депо. До реконструкции депо приобрело жалкий вид, который можно сравнить с состоянием потрясающих творений конструктивизма в Москве. Здание в прямом смысле трещало по швам, цемент выкрашивался, о других вещах можно и не вспоминать:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/403395/403395_1000.jpg)
Реконструкция была капитальной. Переборка крыши, восстановление стен, в т.ч. устранение кривизны, оснащение современным (по меркам Швейцарии, а не РФ) оборудованием и т.д. Отопление, по всей вероятности в силу последних катаклизмов, было продублировано котлами, которые могут работать на древесных гранулах. Система вентиляции (даже в Москве можно легко выходную трубу на крыше разместить в 30-ти см от впускной и всем до лампочки, контроль никогда на крышу не полезет), сантехнические работы, проводка, герметезация всего что только возможно, установка солнечных панелей и многое другой.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/390008/390008_original.jpg)
Я не нахожу цементного забора с колючей проволокой, а вы? Среди тех швейцарских депо, которыя я видел, лишь в одном была колючка, но на небольшом участке с одной стороны на прозрачном металлическом заборе. И то, отгорожена не улица или жилой дом, а другое предприятие. А тут рядом жилой дом:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/390187/390187_original.jpg)
Высшее достижение в Москве это сайдинг, металлические панели или туалетная керамогранитная плитка на фасаде. По-другому делать разучились для общественно значимых зданий. А тут цемент, кирпич. А ведь могли бы окна пластиковые воткнуть. У нас так бы и сделали. Уже говорил и еще раз повторяю - пластиковым окнам в исторических зданиях не место. Желательно и в жилых потихоньку от них отказываться:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/390519/390519_original.jpg)
Где свисающая проводка и мусор, как в депо им. Апакова?
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/390663/390663_original.jpg)
Вот так выглядит контактная сеть настоящего хай-тека:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/390951/390951_original.jpg)
В Омскве до сих пор хотят строить метро? Единственный минус это отсутствие отливов. Почему не сделали небольшие отливы из гранита или спеццемента?
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/391340/391340_original.jpg)
Посмотрите на эту красоту!
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/391634/391634_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/391926/391926_original.jpg)
Раньше были ужасающие двери обшитые жестью зеленого цвета. Посмотрите какая красота теперь:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/392191/392191_original.jpg)
Парковка. Удобно, не надо думать где воткнуть свой автомобиль. Территория депо делается лучше, чем многие улицы Москвы.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/392366/392366_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/392649/392649_original.jpg)
Какие красивые окна. Они могут и мы тоже можем:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/392762/392762_original.jpg)
Напомню, как выглядела крыша:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/393015/393015_original.jpg)
Элитное жильё в Москве так не строят, как тут реконструкцию провели:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/393295/393295_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/393687/393687_original.jpg)
Детали:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/393885/393885_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/394058/394058_original.jpg)
А вот и косяки. Очень серьезные косяки. Наши бракоделы, деграданцы и их защитники спихнут всё на климат. Но тут понятно, что нужно было укреплять площадку слева, чтобы не допускать попадания грязи на дорогу. А на самой дороге провести ливневку и сделать уклоны. Учтите это:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/394365/394365_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/394510/394510_original.jpg)
С особой тщательностью восстановили окна и кирпич:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/394818/394818_original.jpg)
Исторический элемент декора:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/395248/395248_original.jpg)
Если зайти за наши здания, то, как правило, сзади они всегда сильно отличаются в худшую сторону. А тут всё точно также, как со стороны улицы:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/395402/395402_original.jpg)
Шикарно даже ночью. Чтобы не слепить полрайона, фонари ставятся на минимальной высоте. У нас крерят к верхушке здения. Мало того, что портят внешний вид постройки и задумку архитектора, так еще и жителей слепят. У фонаря форма очень крутая форма для промосвещения:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/395612/395612_original.jpg)
Солнечные панели устанавливали таким образом, чтобы можно их не было видно с земли. Но солнечные панели нас интересуют меньше всего, разумеется:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/395985/395985_original.jpg)
Как видите, депо визуально не производит угнетающего впечатления даже ближайшим соседям:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/396275/396275_original.jpg)
Порядок - это не климат, а состояние души:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/396390/396390_original.jpg)
Герметезация - это одна из основных задач данной реконструкции:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/396633/396633_original.jpg)
Теперь посмотрим, что внутри. Начнём с котельной. Всё новое. Для Москвы (элитного ЖК) это не сюрприз, а вот для остальных городов России...
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/396839/396839_original.jpg)
Цех. Справа мойка:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/397237/397237_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/397495/397495_original.jpg)
Вот так должны выглядеть окна в производственном и обслуживающем предприятии. Вспоминаем мои репортажи трамвайного депо им. Апакова в Москве.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/397700/397700_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/397860/397860_original.jpg)
Тут и сказать нечего. Всё очень круто. Так должно быть. Я надеюсь, что эту статью посмотрят в трамвайном депо Перми:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/398289/398289_original.jpg)
Красота. Уважение к истории и людям. В том числе к тем, которые тут работают на благо всех жителей Цюрихской Агломерации. Скажите, Вы видите тут свисающую проводку, какие-то кривые трубы отопления и прочий визуальных мусор? Правильно, его нет. Так как люди должны думать о работе, задача цеха и руководства помочь им в этом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/398523/398523_original.jpg)
Светло днем:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/398824/398824_original.jpg)
Светло вечером. Качественное освещение. Есть тут уличные плафоны?
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/398872/398872_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/399241/399241_original.jpg)
Снаружи всё просто, а тут...
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/399564/399564_original.jpg)
Мойка Керхер:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/399647/399647_original.jpg)
Крыша просто фантастическая...
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/400062/400062_original.jpg)
Наши дореволючионные депо должны выглядеть не хуже:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/400321/400321_original.jpg)
Забыли повесить кучу висящей проводки, труб, позорных китайских разеток и еле державшиеся в них адаптеры. Геометрия стен, планирование коммуникаций и пространства, вот главное преимущество.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/400617/400617_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/400710/400710_original.jpg)
Тут приятно работать. У многих дома в разы хуже:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/400987/400987_original.jpg)
Можно обслуживать современный подвижной состав:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/401238/401238_original.jpg)
Архитектурная история и современные решения. Что может быть лучше?
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/401760/401760_original.jpg)
Пора работать)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mostovoy_a/28566193/401951/401951_original.jpg)
С уважением, Александр Мостовой
Для поддержки проекта - Яндекс деньги 410011922778003