Был недавно по своим делам в одном государственном учреждении. Находится оно на 9 Ленинской, в здании в котором раньше располагался Омский порт. На ресепшене мне на глаза попалась любопытная картина. Художественная ценность её, вероятно не велика, но мне как выросшему в семье речников/моряков, она очень интересна.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/11309/11309_original.jpg)
На картине изображены три теплохода стоящие у причальной стенки Омского порта. Многочисленные портальные краны, заняты работой, это великаны фирмы GANZ. Т.к. краны эти очень большие, то на место дислокации они доставлялись по частям, и собирались посредством огромных клёпок. Говорят в СССР существовала специальная бригада клепальщиков, которая ездила по просторам нашей необъятной родины и занималась только сборкой этих машин.
На заднем плане четко видна нарисованная башенка здания управления порта и чуть дальше купола Свято-Николо-Казанского собора, что на Труда 34.
К сожалению, ни каких подписей автора, на картине, я не обнаружил и в какие года написана картина - так же не известно. Если кто знает художника, поделитесь информацией. А вот на судах, изображенных на картине, я хотел бы остановиться поподробнее.
Первое судно, то что ближе к нам, это финский несамоходный лихтер. Проект Фин-1000. Судно, хоть и было несамоходным, т.е. не имело движетеля, но имело жилые помещения и даже силовую установку для обеспечения энергией, для нужд экипажа! Непозволительная роскошь, по нынешним временам, иметь экипаж, на несамоходной посудине.
Правее, у самой причальной стенки пришвартован сухогрузный двухвинтовой теплоход типа "Морской".
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/11544/11544_original.jpg)
теплоход "Морской 5" июнь 1987 года.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/12489/12489_original.jpg)
т/х "Елисей Дрокин"
Эти суда строились двух проектов, 1810 двт и 1814 двт, и внешне отличались немного разными надстройками. Грузоподъемность составляла 1700 тонн а суммарная мощность двух силовых установок - 1400 л.с. Место постройки: Финляндия. Головное судно построено в 1966 году. В Иртышском пароходстве была серия этих судов: Василий Назаров, Елисей Дрокин, Павел Хохряков, Алексей Буй, Всеволод Иванов, Александр Дианов, Морской 5. Теплоход интересен тем, что оснащался двумя крановыми установками, грузоподъемностью по 2,5 тонны каждая, что в условиях тотальной нехватки техники в деревнях, было очень кстати.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/13557/13557_original.jpg)
Выгрузка угля с помощью судовой крановой установки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/13097/13097_original.jpg)
Калым. Доставка соли на рыб. завод. Тяги нет.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/12939/12939_original.jpg)
Тяги нет, все вручную.
Автор картины, краны на палубе рисовать не стал.
Моё детство прошло на теплоходе Морской 5.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/13603/13603_original.jpg)
Я на палубе.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/14032/14032_original.jpg)
Я за штурвалом.
Отец работал Старшим помощником капитана, а мама радистом, ну а я мотался с ними в навигацию.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/12007/12007_original.jpg)
Мой отец. Старший помощник капитана Кетенчиев Валерий Кубадиевич.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/12202/12202_original.jpg)
Наша семья. 1990 год.
Помню как я мелкий, сидя у бати на коленях, управлял краном. А потом, вопреки наказам отца, нажал большую круглую резиновую кнопку, которая застопорила подъемный механизм, люлей тогда я не получил, но заминка в разгрузке из за меня организовалась)))
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/12769/12769_original.jpg)
Выгрузка угля, т/х "Елисей Дрокин". 1989 год.
Теплоход обладал отличными мореходными качествами и нередко выходил Карское море и доходил до морских портов Дудинка, Игарка на Енисее. А когда после развала союза, грузоперевозки в Обь-Иртышском бассейне резко упали, эти суда, в самом начале 90 -х годов, были переданы в аренду и отправлены Северным Морским путем на Балтику. Экипажи прошли переобучение и с понижением должностей, отправились со своими судами, на заработки СКВ.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/14197/14197_original.jpg)
Экипаж т/х "Морской 5" 1988 год.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/14377/14377_original.jpg)
Отец, на вахте.
Теплоходы были очень удачными и крепкими, отлично держали волну в море и отличались надежностью, но годы берут своё и на данный момент, по данным сайта fleetphoto.ru, почти все они выведены из эксплуатации, но еще буквально в 2014 году, некоторые из них, бороздили просторы морей, перевозя генеральные грузы.
Если вернуться к картине в начале поста, то левее у причальной стенки пришвартован теплоход типа СТК.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_seaman55/76122774/14748/14748_original.jpg)
т/х "Омь". Река Дон, Порт Ростов на Дону 1996 год.
Сухогрузные двухвинтовые суда-контейнеровозы смешанного "река-море" плавания грузоподъёмностью 1000 тонн проекта 326 и 326.1 были построены ГДР. Головное судно, построено в 1978 году. Интересны эти суда тем, что надстройка у них расположена в средней а не в кормовой части корпуса судна, а трюма расположены и в носовой и в кормовой части. В Иртышском пароходстве, так же была серия из судов данного проекта, им с постройки присуждались имена, по названиям малых рек Обь- Иртышского бассейна: Аган, Ишим, Вах, Надым, Конда, Сосьва, Лозьва, Омь, Вагай, Тавда. Суда так же после развала СССР были отправлены на моря и трудились как на Балтике, так и на Средиземноморье. На Теплоходе Омь из этой серии, мой отец работал капитаном. Я же, будучи школьником, на летних каникулах 1994, на этом судне за один месяц, побывал в странах Европы. Многие из этих судов, поменяв неоднократно судовладельца и свои названия, до сих пор трудятся. Для повышения мореходности, у них произведена модернизация. Зашиты боковые галереи на нижней палубе и увеличены борта в носовой части (на баке).
Все фотографии взяты из нашего семейного архива, семьи Кетенчиевых.