Календарь

Октябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Про Дубровный редут Пресногорьковской линии

08:10, 01.09.2015  omsk

Александр продолжает исследовать Пресногорьковскую линию. Молодец!

Оригинал взят у belyaefff в Про Дубровный редут

В 1752-55 гг. в 50 километрах к западу от Омска, на северном берегу Жёлтого озера был построен Дубровный редут – одно из типовых укреплений Тоболо-Ишимской (Пресногорьковской) линии.




Построен он был по системе Вобана в форме четырёхугольника с четырьмя бастионами по углам и выглядел приблизительно так:




Почему Дубровный? Дубровами (дубравами) раньше называли леса, причём не дубовые, а лиственные вообще. Отчего Дубровным назвали редут, стоящий на открытом месте, в низине Камышловского лога – загадка. Может, и был рядом какой-нибудь лес, но за прошедшие двести шестьдесят лет местность изменилась и старые названия потеряли свою актуальность.






Согласно «Ведомости, учиненной в силе ордера его высокородия господина бригадира Крафта...» от 1755 года гарнизон Дубровного редута составлял 15 драгун под командованием каптенармуса. Основная обязанность гарнизона состояла «… в том, чтобы ездить дозором и давать подводы и провожатых для безопасности» проезжающих. Служба была опасной – известно, что киргиз-кайсаки осаждали редут Дубровный, но подробности этого инцидента, к сожалению, неизвестны.




После постройки редута выяснилось, что в нём «вода солона и зимою в пойло лошадям негодна, рыт колодезь, в котором вода солоновата». Искусственно расположенные вдоль грязно-солёных Камышловских озёр укрепления были малопригодны для жизни из-за отсутствия нормальной пресной воды и зловонных испарений. На Тарской дистанции годная к употреблению вода была вообще только в 2 редутах, остальные 10 были вынуждены пользоваться привозной или с опасностью для здоровья людей и лошадей употреблять местную.




Проблема с водой стояла настолько остро, что уже в 1761 году часть недавно построенных укреплений была перенесена на новое место, а часть просто брошена. Так, Дубровный редут был упразднён, но взамен него несколькими верстами южнее был выстроен редут Курганский.




Добраться до Дубровного редута довольно легко – по трассе М51 до Марьяновки, поворот направо и через поле к большому озеру (координаты: 55°00′04.7″N 72°40′20″E).

На спутниковом снимке Гугла редут выглядит так:




На спутниковом снимке Яндекса так:




Мне, к сожалению, подъехать непосредственно к редуту не удалось – шедшие несколько дней подряд дожди затопили овраг, по которому проходит дорога, и соваться туда на машине я не рискнул.




Объехать тоже не получилось – везде вязкий глинистый солончак, поросший солеросом. Поскольку идти в перспективе за трактором в Марьяновку как-то не улыбалось, пришлось оставить машину в поле и продолжить путь пешком.






В отличие от аналогичного Степного редута, который практически стёрт с лица земли, Дубровный сохранился несравненно лучше – за исключением южной стены на местности отлично видны рвы и валы.








Когда-то здесь стояли офицерская изба, амбар, конюшни и прочие необходимые для несения службы строения.






Северо-западный бастион.




Северо-восточный бастион.




Западная стена.




Перемычка на северной стороне. Когда-то здесь были ворота с башней.




Ров.






Не оставляют вниманием Дубровный и чёрные копатели – то там, то там видны следы раскопок.




На берегу Жёлтого озера теперь пасутся коровы.




К югу от Линии, там, откуда когда-то набегали киргиз-кайсацкие шайки, теперь Транссиб и огромная башня Марьяновского элеватора.




А в бесконечно синем небе помимо коршунов и грачей – спортивные самолёты с Марьяновского аэродрома.






Двести шестьдесят лет назад наши предки посреди забытой Богом солёной степи, преодолевая голод, холод и набеги кочевников выстроили грандиозную оборонительную систему, позволившую быстро колонизировать бескрайние просторы Ишимской равнины и раздвинуть границы Российского государства далеко на юг. Но мы не помним и не чтим предков. Мы не восстановили ни одну крепость, ни один редут, ни один маяк Пресногорьковской линии. Мы не снимаем про них фильмы, не пишем книги, не делаем передачи. Чего уж говорить, если ни на одном из многочисленных сохранившихся укреплений Линии нет ни то что памятника, а хотя бы официального памятного знака.




И пока наша власть вместо сохранения исторического наследия будет лично плясать на сцене с Заволокиными и тратить миллионы рублей на концерты Бабкиной, ничего не изменится.

Смотрите также:

- Волчий редут;
- Камышловский лог;
- Лосев редут;
- Николаевская крепость;
- Первая Николаевская крепость;
- Покровская крепость;
- Степной редут.

Не нравится
Нравится
источник: http://omchanin.livejournal.com/1513106.html     рейтинг: 0  

Городской Блог