Во второй половине 1950-х в Венгрии была построена для СССР серия пассажирских речных колёсных пароходов проекта 737А. Такие пароходы могли перевозить до 360 пассажиров со скоростью до 19 км/ч, несмотря на архаичную конструкцию, они имели и свои плюсы, в частности, неприхотливость и простоту. Приличная часть судов этого проекта получила названия в честь разных городов СССР, одному из последних в серии пароходов, выпущенному в 1959 году, было дано имя "Омск". До 1980 годов "Омск" ходил по Томи, в 1984 году был списан, некоторое время стоял на Сургутской РЭБ флота, затем был перегнан в Тюмень, где стал плавучим общежитием для речников. В конце 1980-х пароход сгорел и был отдан на металлолом...
фото из архива Е. Казанцева
Но, как оказалось, утилизация судна несколько затянулась. В 2007 году на одной из баз тюменских речников мне показали останки некоего парохода - фрагмент корпуса с машинным отделением. А недавно, благодаря одному участнику сайта
"Водный транспорт", выяснилось, что это не что иное, как останки "Омска"!
Вид с другой стороны, хорошо виден вал, который приводил в движение гребные бортовые колёса.
Внутри машинного отделения.
Силовая установка судов проекта 737А - паровая машина ПМ-6 мощностью 450 л.с.
В качестве топлива использовался мазут, расход составлял около 400 кг в час.
Какие-то неизвестные мне механизмы, похожие на приводы управления.
Фрагмент вала, с мощным зубчатым колесом.
Сейчас из судов этой серии на ходу осталось одно - "Красноярск", ходящий по Лене. По некоторым данным, планируется также поставить на ход ещё один пароход этой серии - "Благовещенск", сейчас находящийся на хранении.