2 июня съездил с минстроем по всему маршруту строительства Окружной дороги (Западного обхода) на протяжении 17 км. Увидел, что работы перешли в активную фазу и узнал, что вместо традиционных материалов здесь решили применить отходы производства — золошлаки, а прежний подрядчик НПО «Мостовик» по каким-то причинам не захотел сэкономить на этом бюджету около 80 млн рублей. Очень удивительно было в этот же день прочитать новости на БК55 о том, что все работы прекращены, и на СуперОмске, что минстрой пытается убедить, что что-то делается пресс-релизами без фоток. Текущие работы можно увидеть в фоторепортаже
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6309/37900954.66/0_bf836_c8695e07_XL.jpg)
Западный обход Окружной дороги в 2011 году начал строить еще «Мостовик», но когда у компании возникли проблемы, в прошлом году работы приостанавливались. Как рассказал директор управления дорожного хозяйства Омской области Валерий Никитюк, 30 декабря 2014 года был заключен новый государственный контракт на строительство Окружной дороги на участке Федоровка — Александровка. Генподрядчик строительства — государственное предприятие ДРСУ №6 из Калачинска. Цена контракта с ним составила 1 млрд 33 млн рублей. Полная стоимость строительства — 1 млрд 836 млн рублей, и «Мостовик» успел выполнить работы на 802 млн рублей. Теперь согласно новому договору сроки окончания всех работ — 31 октября 2015 года. Сегодня общая готовность объекта — 44,8%.
(схема кликабельна, как и все фотки)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6203/37900954.66/0_bf812_42374f3_XL.jpg)
Штаб стройки находится на площадке напротив руин недостроенного аэропорта «Омск-Федоровка». Здесь же складируются материалы и насыпаны огромные кучи песка и щебня.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3202/37900954.66/0_bf813_2ea9b58c_XL.jpg)
Загружаясь, самосвалы встают для весового контроля на специальные весы и едут на стройку.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4115/37900954.66/0_bf818_716d8699_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9827/37900954.66/0_bf81b_a8153322_XL.jpg)
В итоге к западу от Омска появится новая автомобильная дорога второй категории с расчетной скоростью движения 120 км\ч. По ней в обход Омска пойдут фуры и машины, которые раньше заезжали на Левобережье, создавая пробки и разбивая городские дороги. Ширина нового земполотна 15 метров, а ширина покрытия 9 метров.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4609/37900954.66/0_bf81d_a97eecc5_XL.jpg)
Автомобильная дорога протяженностью 17,2 км будет иметь двухуровневую транспортную развязку на пересечении с федеральной трассой М51. Кроме нее, здесь строятся еще ряд крупных сооружений — путепровод через железную дорогу и мост через реку Камышловку, которые мы осмотрели. Эти мосты и сооружения уже имеют 85-90% готовности и будут сданы раньше осени. Контракты на их достройку заключены с субподрядчиками.
До первой остановки кортеж чиновников и журналистов проехал по песчаной подушке
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5647/37900954.66/0_bf823_8127307_XL.jpg)
Валерий Никитюк рассказал, из чего здесь состоит «дорожная одежда» автотрассы. Ее основание — из золоминеральной смеси, далее идет покрытие из крупнозернистого асфальтобетона и верхнее покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Для обеспечения работ были смонтированы два современных высокопроизводительных завода — это асфальтобетонный завод в Красном яре, который выпустит порядка 100 тысяч тонн асфальтобетона, его производительность — 200 тонн в час. Кроме того, в районе Лузино смонтирована установка по приготовлению золоминеральной смеси такой же производительности. Всего на объекте в основание будет уложено порядка 124 тыс. тонн смеси.
База в Лузино:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4526/37900954.68/0_bf876_1b9dd8f9_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4009/37900954.68/0_bf86f_948acbe9_XL.jpg)
стимпанковский асфальтовый заводик
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9755/37900954.68/0_bf87d_ed5ef028_XL.jpg)
как сказал коллега-фотограф, похоже на Кин-Дза-Дзу
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5816/37900954.68/0_bf870_627eb2a6_XL.jpg)
"Изюминка проекта, которая не используется в других регионах – это основание дороги, - пояснил Валерий Никитюк. - Здесь применяются отходы металлургического производства и ТЭЦ – зола и металлургический щебень. Когда ранее эта технология использовалась в Омске, она показала неплохие результаты по прочностным показателям, и такие компоненты даже в какой-то мере превосходят цементные составляющие".
Вот сам металлургический щебень, гораздо легче обычного. Металлургический щебень более прочный и он «активный» – если цементнобетонное основание со временем стареет, то его прочность, наоборот, повышается.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/20/37900954.68/0_bf872_4766a094_XL.jpg)
24 тыс. тонн золы будут вывезены с золоотвалов ТЭЦ-4. Зола отдается по минимальной стоимости. Как рассказал начальник управления дорожного хозяйства регионального минстроя Дмитрий Христолюбов, основная проблема – взять эту золу оттуда, надо делать подъездные пути, выполнить разработку. Это тоже стоит денег, но это дешевле, чем прежние технологии. «Мостовик» отказался от использования золоминеральной смеси и перешел на традиционную щебеночную конструкцию. А на золоминеральной смеси бюджет может получить порядка 80 млн рублей экономии. По словам чиновника, по качеству золоминералка лучше. Она более долговечная и такая же монолитная, как цементобетон и со временем будет только набирать прочность. Щебень же со временем, наоборот, начинает разрушаться и проседать. Единственное, что культура производства при работе с золоминеральной смесью должна быть выше. А если немного отступить от технологии, качество не будет достигнуто. Может, поэтому «Мостовик» и отказался от ее применения, а областные ДРСУ были готовы выполнять работы с таким материалом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5906/37900954.66/0_bf826_f5e1714_XL.jpg)
Как сообщили в минстрое, на объекте будет работать порядка 100-120 единиц различной дорожной техники, около 50 автосамосвалов. Заготовлено порядка 60% инертных материалов, был намыт песок и этот вопрос решен. Работы ведутся в две смены, вахтами без остановки и без выходных.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/37900954.67/0_bf852_ee43ab34_XL.jpg)
Основные строительные работы и транспортную развязку выполняет ДРСУ №6, также работает ДРСУ №2 из Лузино — они должны сделать 3 км дороги из 17 км. ДРСУ №4 Омскавтодор строит еще 5,5 км на субподрядных работах. Асфальт дорожники на некоторых участках начнут укладывают уже в июне. Кроме того, будет капитально отремонтирована трасса в районе пересечения дороги на Тюмень. Сегодня ведутся работы по устройству основания, земполотна, нижних слоев покрытий автотрассы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6611/37900954.66/0_bf833_316fa620_XL.jpg)
Первую остановку мы сделали на путепроводе через железную дорогу, который имеет протяженность 78 метров. Здесь ведет работы субподрядная мостовая организация, а также дорожники – идет отсыпка земполотна. Эту часть работ планируется завершить к концу июня, чтобы дать заезд на мост и мостовики могли бы устраивать верхнее строение путепровода. К нашему приезду поливальная машина заливала песочную подложку водой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6846/37900954.66/0_bf827_feb6ff8e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15522/37900954.66/0_bf82e_7753c0b2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4713/37900954.67/0_bf83b_6cc296ea_XL.jpg)
Следующее сооружение на пути - мост через реку Камышловка, который имеет длину 65,5 метров. Разлившаяся этой весной речка под мостом проходит в трубах. Сегодня строители здесь готовятся к укладке переходных плит и останутся непродолжительные виды работ – швы, покрытия и покраска моста.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9802/37900954.67/0_bf841_2a34a4ae_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25/37900954.67/0_bf844_bf7fb08c_XL.jpg)
Камышловка за мостом
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5605/37900954.67/0_bf843_365028ef_XL.jpg)
Водопропуск
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9807/37900954.67/0_bf846_6e5d6dc0_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15508/37900954.67/0_bf84a_d79f672_XL.jpg)
Камышловка до моста немного зацвела - мост играет роль плотины, течение затрудняется
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6732/37900954.67/0_bf84b_aa9ff4a4_XL.jpg)
Последняя остановка - клеверная развязка через федеральную дорогу М51 с путепроводом протяженностью 79 метров. Сегодня развязка имеет готовность 85%.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6604/37900954.67/0_bf859_3c1918ac_XL.jpg)
На подъездах к развязке тоже ведутся работы. Внизу будет сделано расширение части федеральной дороги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6820/37900954.67/0_bf856_a6fcb7f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3513/37900954.67/0_bf865_15a15c26_XL.jpg)
На этом объекте осталось уложить переходные плиты, выполнить покраску, сделать верхнее строение и барьерное ограждение. В августе эту развязку обещают полностью закончить. А далее за этим участком уже начинается выход на Южный обход.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17917/37900954.67/0_bf867_ab0de0da_XL.jpg)
На Западном обходе все лабораторные испытания и измерения ведет Омский СоюзДОРНИИ. Их машины тоже стояли по ходу стройки, но не попали в кадр. Они как независимые эксперты проводят строительный контроль и дают разрешение на оплату выполненных работ, если все соответствует требованиям. Если нет – работы не принимаются до устранения нарушений. После этого приходят уже контрольные инстанции – ежегодно приезжают специалисты из Росдортехнологий. Они делают окончательную проверку – все ли выполнено в соответствие со СНиПами. Гарантия на разные элементы дороги дается в основном от 4 до 8 лет.
На базе ДРСУ рядом с Лузино попалась еще такая машина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5647/37900954.68/0_bf884_78dc3ff2_XL.jpg)
Ну а в итоге мне стало очень непонятно: КАКИМ ОБРАЗОМ все эти объекты и работы могут стоить столько же, сколько 300 метров улицы Валиханова или благоустройство Любинского проспекта?! Кстати, кроме описанных работ на Западном обходе делаются и такие мероприятия, как перенос газопровода, кабелей связи и т.д.