Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Хитросплетения советского строительства на примере омского трамвая

08:10, 11.02.2015  omsk

Оригинал взят у sibariana в Хитросплетения советского строительства

из очерка "Строительство и идеология"(Отражение в строительстве Нефтяников взаимодействия партийных и советских органов, дирекции предприятия и подрядчиков)
http://samlib.ru/t/tkachenko_k_n/nefffft.shtml

Взаимоотношения советской власти с предприятиями на своей территории развивались очень сложно - от конфликтов к консенсусу и обратно - что в каждом конкретном случае определялось личными амбициями, интригами в вышестоящих органах, реальными возможностями и степенью влияния всех сторон, вдобавок, с постоянными апелляциями в адрес третейской силы - органов КПСС.

Цели предприятия в сфере "социалки" и исполкома на своей территории совпадали в главном, но различались в частности.

Главным было обеспечение нормативных требований жизнеобеспечения всего населения на данной территории - поскольку большинство населения относилось к работникам предприятия, то завод, естественно, был кровно заинтересован в этом.

Но предприятие, как правило, не имело возможности и желания устраивать быт других категорий населения, что, в общем, было справедливо, Исполком, в свою очередь, обладал для этого куда меньшими возможностями, чем предприятие - партнер по социалке - и всеми путями принуждал предприятие брать на себя несвойственные ему общерайонные хозяйственные вопросы. На этом фоне возникали занимательные коллизии.



Попробуем рассмотреть взаимоотношения сторон на простейшем примере.



Предположим, на повестке дня стоит строительство трамвайной линии от кольца в районе остановки "Захламино" (нынешний "Кристалл") до нефтезавода.


Город - в лице горисполкома - планомерно ведет строительство трамвайных путей, они финансируются государством, под проекты поступают средства и, что важнее, ресурсы. Но в Омске масса других направлений, которые также требуют обеспеченности транспортом - в те времена самым надежным и проверенным является трамвай. Идет ремонт старых веток, проводится масштабная реконструкция всего путевого хозяйства. Насколько приоритетным с точки зрения горисполкома является строительство еще одного шестикилометрового участка на окраине для нефтезавода? Ничуть не выше чем подвоз рабочих к предприятиям оборонки на другом конце города или улучшения качества перевозки горожан. Омск регулярно получает рельсы, шпалы, провода и конструкции питающей сети, подвижной состав (для упрощения считаем, что получает регулярно, как бы само собой, в соответствии со сверстанным планом развития общественного транспорта в стране - на самом деле буквально все выбивается омскими ходоками в Москве и на предприятиях-поставщиках). Даже если, предположим, ввод нового направления до нефтезавода стоит в плане развития трамвайной сети на 1956 год и это утверждено Городским советом народных депутатов, совсем не факт, что план будет выполнен - в Омске могут появиться другие приоритеты и запланированные ресурсы пойдут в другое место.

С точки зрения горисполкома (и вышестоящего облисполкома) важен факт освоения выделенных ресурсов, при возможности - сверх плана, но не строительство конкретной линии.

Город (горисполком) со своей точки зрения сделал все возможное - он действительно довел трамвайные пути до строящегося заводского поселка, несколько стыковочных маршрутов связали город от ж.д.вокзала на юге до крайней точки застройки на северо-западе. Город мог вполне удовлетвориться достигнутыми результатами и не вести новую ветку через стройку.

Дирекция нефтезавода, наоборот, имеет насущнейшую потребность в новой ветке, так как служебный транспорт для перевозки ежедневной тысяч человек в затратах предприятия просто не запланирован, а даже будучи предусмотрен - реально бы не справился с такой задачей. Жилой массив Нефтяников достаточно удален от нефтезавода - на 5 километров, пешие прогулки тут невозможны. Нефтезавод начинает активно лоббировать свои интересы в горисполкоме, организуя компанию по давлению, используя министерство нефтяной промышленности. В игру по тем же правилам вступает еще одна дирекция - ТЭЦ-3, чье предприятие располагается рядом с нефтезаводом, и которая также кровно заинтересовано в трамвае. В какой-то момент под давлением дирекций на местах и министерств из Москвы проводится общее совещание, на котором горисполком подтверждает, что именно нефтезаводское направление будет в 1956 году одним из приоритетных и что именно туда пойдут ресурсы. Но это - не более чем бумага; положение может измениться в любой момент, стройка в Нефтяниках может быть заморожена, а вместо нее активизируется стройка, например, в Ленинском районе.

Теперь игра смещается на поле дирекций. Письма-просьбы-требования из московских министерств по законам жанра содержат в себе упоминания о возможности выделения дополнительных средств и ресурсов на прокладку линии. Министерства должны на деле подтвердить свои обещания - через свои дирекции направить в Омск что-то реальное. Причем при этом найти некую золотую середину: с одной стороны - не переборщить, чтобы совместный проект с городом не превратился в ведомственный, с другой стороны - все-таки реально снабдить стройку, а то ресурсы горисполкома в любой момент могут уйти в другое место и оживить стройку более сговорчивого министерства. Каким образом в условиях плановой экономики министерства нефтяной промышленности и энергетики получает формально не существующие свободные ресурсы от министерства транспортного машиностроения, черной и цветной металлургии - тайна сия великая есть. Бензин нужен всем и он в дефиците... Нефтезавод и ТЭЦ-3 помимо плановых поставок на промышленное и жилищное строительство, на эксплуатацию предприятий получают дополнительные ресурсы специально на трамвай. И они складываются с городскими, которых заведомо не может хватить для окончания стройки в строй в полном объеме.

Предположим, стройка действительно идет, и ситуация проясняется - она может быть выполнена так, как намечается. На данной стадии стороны принуждают делать друг друга следующие ходы. Горисполком обязан регулярно отчитываться о происходящем, стройка высокой степени готовности попадает под пристальное внимание - в отличие от только начатых, которые относительно безболезненно могут замораживаться. Горисполком - и далее по инстанции вплоть до ЦИК - заранее объявляет о выполнении плана по вводу объекта в эксплуатацию, стройка попадает в категорию подотчетчных, неисправление дел по которым может иметь неприятные последствия для руководства и исполнителей. Поэтому даже при прерывании снабжения данного объекта исполкомы теперь будут снимать людей с других строек, перенаправлять ресурсы, объявлять субботники и всеми силами выполнять намеченное. Перебои со снабжением - обязательное условие любой советской стройки- не обходит стороной и дирекции. Их принуждают восполнять недостаток, и, если министерства с этим не справляются, то из собственных запасов. На этот раз приходится изымать материалы с заводских строек. В нашем случае набор таких материалов ограничен, так как трамвайное путевое хозяйство отличается от железнодорожного, которое содержат нефтезавод и ТЭЦ-3: речь может идти о щебне для балласта, кирпиче для подстанций и депо, проводах для питающих линий электропередач и тому подобному. Дирекции могут еще выделять транспорт и своих строителей. Понятно, что степень влияния директора омского нефтезавода в Москве, в центре принятия решений, на порядок сильнее чем председателя горисполкома г Омска - да и председателя облисполкома тоже. Исполкомы в данном случае выступают скорее просителями у могущественного директора, исподволь намекая на необходимость совместных мероприятий ради общего дела.

И так до ввода объекта в эксплуатацию, до принятия трамвайных путей на баланс городского хозяйства.

Примерно так общими усилиями строилась в 1956 году трамвайная линия на участке от разворотного кольца "Захламино" - разворотное кольцо "Нефтезавод".



Схема взаимодействия, как видно, сложная. И неполная - я пока намеренно не описал роль еще одной стороны, чтобы было понятно, что вообще-то ситуация похожа на басню Крылова, в которой Лебедь, Рак и Щука подрядились вести воз - с известным результатом. Интересы всех сторон разнонаправлены, их роли и возможности для создания тягового усилия недостаточны для проведения работы; и все же при этом работа выполняется. В данной схеме нужен координатор и надзиратель, то есть КПСС.

Партийные функционеры прослеживают эпопею с самого начала и активно вмешиваются в нее на всех этапах.

У них есть свой собственный рейтинг первоочередных городских строек, который не совпадает ни с приоритетами исполкомов, ни с ведомственными интересами. Без санкции горкома перемещение нефтезаводского трамвая в верхние строчки городских приоритетов не может состояться; без молчаливого согласия ЦК КПСС становятся невозможны обмены ресурсами между министерствами и главками в Москве, которые оборачиваются эшелонами в Омск; члены райкома и горкома присутствуют на всех совещаниях по строительству трамвая в роли третейских судей и надзирателей за исполнением решений; они подстегивают участников сделки, угрожая партийными взысканиями; к ним стекается вся информация, часто конфиденциальная, на основании которой они разверстывают реальный вклад сторон в стройку. Они же получают поощрения при благополучном исходе дела - или взыскания в случае провала.

Партия, формально не участвующая в хозяйственной деятельности, при этом является ведущим участником любого крупного мероприятия.



Сложность ситуации обычно усугублялась наличием нескольких предприятий на территории одного района - или, что стало привычным в Омске спустя десятилетия - расположение завода в одном районе, а его социалки - в другом. Сложность многолетних и многосторонних комбинаций при этом повышается на порядок.

Не нравится
Нравится
источник: http://omchanin.livejournal.com/1317469.html     рейтинг: 0  

Городской Блог