gelio писал о многих метрополитенах России. Правда, он лазил там ради фоток, но его заметки - это бесценный материал для понимания, во что превратилось построенное по советским лекалам метро в современной России.
Для начала Новосибирск http://gelio.livejournal.com/159051.html. Несбыточная мечта омича. 13 станций. Две линии. Почти идеальная на первый взгляд трассировка. Стоящий в пробках огромный город. Казалось бы все условия для метро.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5822/30348152.109/0_5b537_93322fd0_orig)
При всем при этом в 2011 году метро в день перевозило жалкие 202 тыс. человек! По сравнению с пиковым 1993 годом метро в нск потеряло в пассажиропотоке в 1,5 раза! Убытки системы - сотни миллионов в год. Строить новые станции и тоннели не на что.
Я напомню, что кое-кто в Омске обещал нам 190 тыс. пассажиров в сутки на обрубке из 4-х станций. Это, я обращаю внимание, почти как в Нововосибе. Потом, правда, "Мостовик" начал корректировку проекта и скорректировал число пассажиров до 106 тыс. Это тоже нереальное число. ПАссажиров метро в Омске имело бы в лучшем случае на уровне Самары.
А вот и Самара http://gelio.livejournal.com/203744.html. Промгигант времен СССР. Метро из 9 станций. Пассажиропоток - позорищные 54 тыс. человек в сутки. Убытки системы настолько гигантские, что вестибюли станций целиком сдатся в аренду под рынки и прочее. Почти на всех станциях построен или работает 1 вестибюль. В минимуме сумма убытков - 355 млн рублей. Перевозки - менее 10% от общегородских, что является нонсенсом.
А теперь примерьте все это на Омск и сделайте выводы... Увы, метро - это объективно золотой труп с точки зрения практической пользы для Омска и вечные хронические убытки на уровне самарских в минимуме. Нам все эти годы компостировали мозг, хотя не было ни денег, ни объективной пользы от метро. Область и ЛКП напрягали жилы и строили объект, который, увы, ничего бы не решил... А ведь целые поколения жили с мечтой....