Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Нижегородские фуникулёры

15:10, 18.05.2014  dberezovskij

В далеком 1926 году после долгих 30 лет работы Кремлёвского фуникулёра - а это больше, чем возраст Нижегородского метрополитена - на двери станций были повешены замки, и он прекратил свою работу. Деревянный мостик, по которому вы проходите, поднимаясь с площади Народного Единства к Кремлёвской стене, находится именно над выходом из тоннеля, по которому ходил элеватор, как его называли 100 лет назад.


01. Вот так выглядел Кремлёвский фуникулёр в конце XIX века



02. Зачем вообще нужен был этот, казалось бы, бесполезный вид общественного транспорта? Дело в том, что в конце позапрошлого века на нынешней площади Народного Единства находился так называемый Нижний Базар, а на площади Минина, которая в то время называлась "Верхнебазарная", располагался - вот неожиданность -  Верхний базар. Для того, чтобы жители могли перемещаться между ними, и был построен фуникулёр, который, кстати, был не единственными, но об этом я еще расскажу.

Но все-таки основной причиной стало проведение в Нижнем XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году. Той самой, которая стала самой масштабной выставкой в дореволюционной России, превосходившей даже Всемирную выставку 1889 года в Париже. Взгляните на карту - Иннопром покажется вам крошечным Именно на ней публике впервые были представлены первый русский автомобиль конструкторов Фрезе и Яковлева и первая в мире стальная сетчатая башня в форме гиперболоида вращения инженера Шухова. Вне всяких сомнений, что к выставке, основным спонсором которой выступал сам император Николай II, готовились очень тщательно. На фото павильоны выставки.

5-1424-eynxwzz-out.jpg

03. Целый миллион рублей был выделен на благоустройство города. На эти деньги построили здания городского театра, окружного суда, гостиницы для гостей выставки, а кроме всего прочего был пущен первый в России электрический трамвай. И фуникулёры соединяли ветку трамвая на нижних улицах с веткой на верхних.



04. Относительно того, как же приводился в движение фуникулер, я нашел два мнения: электрический привод и сила тяжести. Второй способ показался мне очень интересным. Выглядит это так: на верхней станции в вагон грузятся емкости с водой, которые и приводят элеватор в движение - тянут этот вагон вниз, второй вагон в это время поднимается вверх. На нижней станции емкости с водой опорожняют. Остается, однако, вопрос, откуда берется столько воды в кремлевских стенах, и, насколько быстро удается наполнить баки.

Так выглядела нижняя станция.



05. А это станция в кремлёвских стенах. Длина линии при перепаде высот в 63 метра составляла 133,12 м, которые фуникулёр преодолевал за 1,5 минуты.



05. Что из себя сейчас представляет Кремлёвский фуникулёр



06. Тот же самый выход, но с пешеходного моста.



07. Кадрировать так, чтобы убрать мусор, я не стал специально.



08.



09. Помните картинку про кота "Свободная коробка? Больше нет.". Казалось бы, причем здесь замки.



10.



11. Большинство моих знакомых не знает, что такой вид транспорта вообще когда-либо существовал в городе. Пожалуй, именно по этой причине я и решил написать этот пост.



12. Я уже упоминал, что в городе было 2 фуникулёра. Второй был около Канавинского моста и назывался "Похвалинским". Он также был закрыт в 1926 году, но от него на данный момент осталась лишь часть стены, укрепляющей склон, которую вы можете видеть с набережной. Он был длиннее - 160,6 м при перепаде высот в 45 метров. Время поездки составляло 2 минуты.



13. Несколько лет назад активно обсуждалась тема возрождения этого вида транспорта. Речь шла, однако, только о Кремлёвском, да и то как об интересном туристическом объекте. Я нашел несколько упоминаний разных лет о том, как будет выглядеть конечный проект, и, когда он будет построен. Но, увы, фотографии в посте выше должны были раньше меня сказать о том, что это по-прежнему слова.

Для меня остается загадкой, кому и зачем он будет нужен, потому что полноценным участником транспортной системы он никогда не станет, а денег на него планируют потратить немало - около 350 миллионов. Сумма была озвучена пару лет назад, могла измениться.

Согласно проекту, выглядеть новый фуникулер должен примерно так.



14. В Хайфе есть подземный фуникулёр, который называется Кармелит. В Хайфе я был, а вот в подземку спуститься не успел, поэтому фото не моё. Кармелит гораздо длиннее Кремлёвского элеватора - длина линии около 2 километров. Вагончик поднимет вас на гору Кармель меньше, чем за 10 минут, что гораздо быстрее, чем любой другой вид общественного транспорта. И тем не менее, на сегодняшний день Кармелит ходит полупустым, потому что город вырос, появились новые деловые районы, наземный транспорт так же стал удобнее для горожан. Включение фуникулёра в единую транспортную систему тоже не дало ощутимых результатов, и всё идет к тому, что его закроют.

К чему я об этом написал? К тому, что Кремлёвский фуникулёр - это красивая и интересная часть истории нашего города, но это часть истории. А 350 миллионов нам могут пригодиться.



Оригинальный пост в моём ЖЖ



При написании поста использовались материалы из следующих публикаций:
Исторические фотографии - Максим Дмитриев
Кремлёвский элеватор - Россия > Нижегородская область > Нижний Новгород  - ЭтоРетро.ru - старые фото городов
Старый Нижний: Фуникулер у кремля пытаются восстановить уже 6 лет | Pro Город Нижний Новгород
Уникальные фуникулеры Нижнего Новгорода | Я-История
Мое историческое открытие. | Я-История
Появились эскизы будущего фуникулера в Нижнем Новгороде | Pro Город Нижний Новгород

Не нравится
Нравится
источник: http://nnov.livejournal.com/1057798.html     рейтинг: 0  

Городской Блог