В далеком 1926 году после долгих 30 лет работы Кремлёвского фуникулёра - а это больше, чем возраст Нижегородского метрополитена - на двери станций были повешены замки, и он прекратил свою работу. Деревянный мостик, по которому вы проходите, поднимаясь с площади Народного Единства к Кремлёвской стене, находится именно над выходом из тоннеля, по которому ходил элеватор, как его называли 100 лет назад.
01. Вот так выглядел Кремлёвский фуникулёр в конце XIX века
02. Зачем вообще нужен был этот, казалось бы, бесполезный вид общественного транспорта? Дело в том, что в конце позапрошлого века на нынешней площади Народного Единства находился так называемый Нижний Базар, а на площади Минина, которая в то время называлась "Верхнебазарная", располагался - вот неожиданность - Верхний базар. Для того, чтобы жители могли перемещаться между ними, и был построен фуникулёр, который, кстати, был не единственными, но об этом я еще расскажу.
Но все-таки основной причиной стало проведение в Нижнем XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году. Той самой, которая стала самой масштабной выставкой в дореволюционной России, превосходившей даже Всемирную выставку 1889 года в Париже. Взгляните на
карту - Иннопром покажется вам крошечным Именно на ней публике впервые были представлены первый русский автомобиль конструкторов Фрезе и Яковлева и первая в мире стальная сетчатая башня в форме гиперболоида вращения инженера Шухова. Вне всяких сомнений, что к выставке, основным спонсором которой выступал сам император Николай II, готовились очень тщательно. На фото павильоны выставки.
03. Целый миллион рублей был выделен на благоустройство города. На эти деньги построили здания городского театра, окружного суда, гостиницы для гостей выставки, а кроме всего прочего был пущен первый в России электрический трамвай. И фуникулёры соединяли ветку трамвая на нижних улицах с веткой на верхних.
04. Относительно того, как же приводился в движение фуникулер, я нашел два мнения: электрический привод и сила тяжести. Второй способ показался мне очень интересным. Выглядит это так: на верхней станции в вагон грузятся емкости с водой, которые и приводят элеватор в движение - тянут этот вагон вниз, второй вагон в это время поднимается вверх. На нижней станции емкости с водой опорожняют. Остается, однако, вопрос, откуда берется столько воды в кремлевских стенах, и, насколько быстро удается наполнить баки.
Так выглядела нижняя станция.
05. А это станция в кремлёвских стенах. Длина линии при перепаде высот в 63 метра составляла 133,12 м, которые фуникулёр преодолевал за 1,5 минуты.
05. Что из себя сейчас представляет Кремлёвский фуникулёр
06. Тот же самый выход, но с пешеходного моста.
07. Кадрировать так, чтобы убрать мусор, я не стал специально.
08.
09. Помните картинку про кота "Свободная коробка? Больше нет.". Казалось бы, причем здесь замки.
10.
11. Большинство моих знакомых не знает, что такой вид транспорта вообще когда-либо существовал в городе. Пожалуй, именно по этой причине я и решил написать этот пост.
12. Я уже упоминал, что в городе было 2 фуникулёра. Второй был около Канавинского моста и назывался "Похвалинским". Он также был закрыт в 1926 году, но от него на данный момент осталась лишь часть стены, укрепляющей склон, которую вы можете видеть с набережной. Он был длиннее - 160,6 м при перепаде высот в 45 метров. Время поездки составляло 2 минуты.
13. Несколько лет назад активно обсуждалась тема возрождения этого вида транспорта. Речь шла, однако, только о Кремлёвском, да и то как об интересном туристическом объекте. Я нашел несколько упоминаний разных лет о том, как будет выглядеть конечный проект, и, когда он будет построен. Но, увы, фотографии в посте выше должны были раньше меня сказать о том, что это по-прежнему слова.
Для меня остается загадкой, кому и зачем он будет нужен, потому что полноценным участником транспортной системы он никогда не станет, а денег на него планируют потратить немало - около 350 миллионов. Сумма была озвучена пару лет назад, могла измениться.
Согласно проекту, выглядеть новый фуникулер должен примерно так.
14. В Хайфе есть подземный фуникулёр, который называется Кармелит. В Хайфе я был, а вот в подземку спуститься не успел, поэтому фото не моё. Кармелит гораздо длиннее Кремлёвского элеватора - длина линии около 2 километров. Вагончик поднимет вас на гору Кармель меньше, чем за 10 минут, что гораздо быстрее, чем любой другой вид общественного транспорта. И тем не менее, на сегодняшний день Кармелит ходит полупустым, потому что город вырос, появились новые деловые районы, наземный транспорт так же стал удобнее для горожан. Включение фуникулёра в единую транспортную систему тоже не дало ощутимых результатов, и всё идет к тому, что его закроют.
К чему я об этом написал? К тому, что Кремлёвский фуникулёр - это красивая и интересная часть истории нашего города, но это часть истории. А 350 миллионов нам могут пригодиться.Оригинальный пост в моём ЖЖ
При написании поста использовались материалы из следующих публикаций:
Исторические фотографии - Максим Дмитриев
Кремлёвский элеватор - Россия > Нижегородская область > Нижний Новгород - ЭтоРетро.ru - старые фото городов
Старый Нижний: Фуникулер у кремля пытаются восстановить уже 6 лет | Pro Город Нижний Новгород
Уникальные фуникулеры Нижнего Новгорода | Я-История
Мое историческое открытие. | Я-История
Появились эскизы будущего фуникулера в Нижнем Новгороде | Pro Город Нижний Новгород