Оригинал взят у mymaster НПО "Космос" нанесло ущерб бюджету Москвы, кто-то ответит?
Аннотация: заявление о преступлении, совершенном в Москве при попустительстве мэрии города, а также немного о глупости в голове мэрии Красноярска.
На Волоколамском шоссе, у станции метро "Сокол" идет восстановление закрытой при строительстве развязки трамвайной линии. Ожидается, что ко Дню города (ну или если положить руку на сердце, то ко дню выборов), трамваи вернутся на эту линию. Любопытно, что линию восстанавливают по технологии BKV - с использованием бесшеечных рельс ЛК-1.
Суть технологии в следующем: на подготовленную асфальтовую (реже бетонную) площадку укладываются крупноблочные плиты, с метализированными желобами. Бесшеечный рельс запресовывается в желоб, обрамленный резиновыми прокладками. В результате этого снижается уровень вибрационной нагрузки (рельс амортизируется, а сама нагрузка распределяется по множеству плит, а не по шпалам). Стоит это удовольствие примерно в четыре раза дороже, чем классическая рельсо-шпальная решетка.
Свернуть
Однако, в данном случае, кроме снижения вибрационной нагрузки мы приобретаем целый букет побочных эффектов. Эти эффекты подробно изучила на себе Прага, впервые применившая технологию в 1977 году, и к настоящему моменту полностью от нее отказавшаяся. Предполагалось, что дороговизна пути будет компенсироваться его долговечностью (заявленный срок службы до 30 лет), а замену рельсов можно будет проводить без замены плит и основания. На практике выяснилось, что плиты демонтажа рельс не выдерживают и активно разрушаются, реальный срок жизни снижается до 5-10 лет. Кроме того, еще хуже ведут себя резиновые уплотнители, которые под воздействием окружающей среды и нагревания теряют свои эластичные свойства. В зоне сварных стыков резина теряла свои свойства полностью, что приводило к повышенному износу этих участков. Но еще интересней все стало с началом жаркой погоды, когда разогретый рельс передавал тепло на резину, и она начинала расширяться, способствуя выдавливанию рельса из желоба. В Праге это привело к значительному сбою в движении.
При использовании этой технологии оказался практически невозможен локальный ремонт пути, а нестандартные (и, кстати, более дорогие) рельсы оказались более подвержены износу, и требуют более частой шлифовки.
Среди прочих негативных эффектов таких линий упоминается слишком скользкая поверхность (что актуально для случая совмещенного полотна), а также повышенный шум от такой линии (из-за этого от технологии отказались в другом чешском городе - Брно).
Любопытно, что от технологии отказались и в Будапеште (сама она названа по имени транспортного предприятия Будапешта) - причем еще раньше чем в Праге, еще в 90-х годах.
То есть технология откровенно не прошла проверки временем. Умные люди от нее отказались... Но вот Смоленск по ней отремонтировал недавно линию, Москва уложила коротенький участок. Эту технологию предполагалось использовать на линии скоростного трамвая в Уфе, но этот проект был отправлен на доработку (к сожалению не в связи с ошибочно выбранной технологией, а по другим причинам). Любопытно, что в Красноярске применить эту технологию решили сейчас, причем ссылаясь на опыт Уфы и Москвы. Проще говоря в Красноярске ушлые предприниматели продали откровенно хреновую технологию мэрии, навешав на уши вранья про ее успешное применение в Москве и Уфе (при том, что ничего успешного не было в помине). Мэрия Красноярска оказалась настолько бездеятельной, что не сумела обнаружить явный подлог.
Но бог с ним, с Красноярском, как вы полагаете, почему в Москве эта линия уложена именно так? Тут две причины, обе имеют коррупционную составляющую.
Первая и ключевая причина - НПО "Космос" - подрядчик строительства развязки на Соколе - не смотря на постановления о временном прекращении трамвайного движения было глубоко уверено, что трамвай туда больше не вернется никогда. Поэтому коллектор, проходящий в зоне трамвайной линии, они уложили не так, как требовала технология, а самым дешевым и простым способом - слишком близко к поверхности на месте трамвайной линии. В результате если там восстановить трамвайную линию по классической надежной и дешевой технологии, то коллектор просто продавится. Поэтому требуется более дорогая технология, позволяющая минимизировать выбрационную нагрузку на коллектор. Красиво?
Откуда же вообще к нам пришла эта технология? От проектного института "МосгортрансНИИПроект", который во имя удорожания проектирования (расходы на которое определяются как процент от средств, затрачиваемых на реализацию проекта), решил повсеместно рисовать самую дорогую из доступных для него технологий укладки рельсов.
То есть НПО "Космос" не только не восстановило (и не собиралось восстанавливать) трамвайную линию в срок, оно сделало все, чтобы сделать это дешево оказалось просто невозможно. Как мы помним та же организация должна была построить, но так и не построила, поворот на трамвайной линии в Щукино. Бюджету Москвы, законным интересам большого числа ее жителей, этой организацией был нанесен значительный материальный ущерб. Вы слышали что-нибудь о судебных исках со стороны Правительства Москвы к этой организации?.. Видимо не очень удобно судиться с теми, с кем пилишь деньги на реконструкциях и строительствах вылетных магистралей и северо-западаных хорд.
Так что мы отлично помним, что же является реальным приоритетом мэра Сергея Собянина - вовсе не развитие общественного транспорта. Реальный его приоритет - финансовое благополучие владельцев строительных компаний, работающий в Москве.