Вообще-то не "царь", а Кайзер. Но не Император Германской Империи, а хозяин американской промышленной. Но тоже с немецкими корнями, человек и пароход. :)
Хотел назвать пост
"Парковка", тупо тиснув пару фоток с коротким комментарием, но как обычно увлёкся и наваял рулон :) Так что разобью-ка этот пост на две части. Первая - пароходно-вступительная.
"Одноразовые" американские транспорты типа Liberty на приколе в Италии, март 1948 года. Наверняка есть среди этих судов и бетонные. Похоже, что справа первым как раз бетонный и стоит!Снимки эти, между тем, имеют прямую связь и с автомобилестроением. Ибо большинство этих судов было построено на верфи Kaiser Shipyard в Ричмонде, штат Калифорния, на верфях в Сиэттле и Такоме, штат Вашингтон, или в Райан-Пойнт (Ryan Point), Ванкувер и на Суон Айленд (Swan Island) в Портленде, штат Орегон, принадлежавших Генри Джону Кайзеру (Henry John Kaiser), американскому предпринимателю немецкого происхождения, который первым после войны предложил покупателям абсолютно новые с иголочки модели автомобилей, а не слегка переоформленные модели 1942 модельного года, как почти все американские автопроизводители, создав для их производства марку собственного имени. Даже не одну.
Кайзер и до начала войны был весьма небедным человеком - "владельцем заводов, газет и пароходов". Начинал он на западном побережье США, ещё молодым человеком в 1914 году основав дорожную компанию, одну из первых, которая использовала тяжёлые строительные машины. В 1927 году его фирма значительно расширилась после получения $20-миллионного контракта на строительство дорог на Кубе. Обитатели "Острова Свободы" по ним и доныне ездят. :) В 1931 году его компания стала одним из основных подрядчиков строительства дамбы Гувера, а также дамб Бонневилль и Гранд-Кули на реке Колорадо. А там и верфи подоспели.
В годы Второй мировой войны грузовые корабли серии Liberty выпускались в среднем каждые 45 дней. Кайзер смог наладить по примеру Форда практически поточное производство примитивных, но зато дешёвых корыт, использовавшихся для массовых поставок на театры боевых действий помощи по программе ленд-лиза и переброски войск. Однажды компания построила корабль за четыре дня. Им стал Robert E. Peary водоизмещением 10,500 тонн. Он был заложен 8 ноября 1942 года и был спущен на воду с верфи Richmond Shipyard #2 12 ноября. Срок постройки судна составил четыре дня и 15 с половиной часов. Предыдущий рекорд принадлежал кораблю Joseph M. Teal тоже серии Liberty, построенном за десять дней. Секрет такой "скорострельности" крылся в использовании сварки, а не традиционных заклёпок при постройке. Существенным минусом была общая хлипкость конструкции и проблемы с мореходностью: при плавании в холодных водах высоких широт сварные корпуса легко трескались, а порой даже ломались поперёк киля по миделю. Да и на дно они шли моментально от одной-единственной торпеды.
Мужик оказался на редкость оборотист: наш пострел везде поспел - движки паровые сам себе поставлял на корыта
"Бесцеремонность" - ибо есть у слова Liberty и такое значение "Свобода". Будучи членом группы компаний Six Companies, Кайзер сыграл главную роль в деятельности Joshua Hendy Iron Works, поставлявшей паровые двигатели тройного действия EC-2 для кораблей серии Liberty. И недвижимостью барыжил - после войны он основывает пригородные сообщества (suburban community) Hawaiʻi Kai в Гонолулу, Гавайи и Panorama City в Лос-Анджелесе, Калифорния, и в металлурги подался. В 1946 году основана Kaiser Aluminum, арендовавшая, а затем и приобретшая три алюминиевых завода в США. В последующие десятилетия Kaiser Aluminum участвовала во всех аспектах алюминиевой промышленности, включая добычу и переработку бокситов, производство алюминия, а также полуфабрикатов и
люминёвых ложек готовой алюминиевой продукции. Даже самолёт проектировал! Да какой! Самую огромную летающую лодку в мире,
Hughes H-4 Hercules, она же
"Еловый Гусь" (Spruce Goose) вместе с Говардом Хьюзом.
И это -
далеко не всё, к чему он приложил руку!
Но нас больше интересует - каким боком
царь, очень приятно, царь Кайзер стал автопроизводителем? Об этом - во второй части рассказа.