И Щуку бросили - в реку! (с)
Соразмерность проступка и наказания будоражит умы и труды философов далеко не первое столетие. В современном развитом демократическом государстве, коим мы нарекаем себя во многих публикациях, высшей ценности (жизнь человека и его права) зачастую противопоставляются более высшие приоритеты (садовластолюбие и уровень жизни) других людей. Бюджет путешествия в среду обители могильных червей простого труженника весьма разнится с бюджетом фарисея в мантии. Патология стяжательства, облачённая на десятки лет в рыхлую плоть, с религиозным атеизмом насаждает правила гражданского общежития.
Но это всё лирика.
Проза такова.
Существует судебная система России. Внутри которой круговертится определённое количество граждан, исполняющих функции правосудия. Времена СССР прошли, мы их не выбирали. Фактическое содержание и правоприменение этого инструмента и определяет отношение государства к народу. Замечу, что термин "коррупция" в применении к представителям рабочих профессий (в т.ч. инженерных) звучит анекдотично. Но вот коррумпированный судья, полиционер, чиновник, министр и т.д. не вызывает подобной аналогии. Чем больше несправедливости внутри общества, тем меньше у него шансов на развитие. Судебная система обеспечивает такой баланс, выполняя "заказ на общество".
Общество недовольно. Гораздо больше, чем могут себе представить аналитики в Кремле или госдепе. Если раньше человек был неграмотен, без паспорта и возможности передвижения, то современный человек повязан и обвязан более многократными условностями, тормозящими его развитие. Одно только потребительское кредитование чего стоит. Контракт скрепляется не кровью, но платить за фантомы приходится всё той же ценой. И вот эту бездушную массу строят в крестовые хороводы, водят по граблям, обещая привести к хранилищу вил. С помощью которых они смогут восстановить "справедливость".
Помню, как после апрельских событий 1989 года мы приехали на футбольный турнир в Тбилиси. Тогда ещё была одна огромная страна и во взглядах людей была не столько ненависть, сколько непонимание. И вопросы в глазах: "за что?" и "почему?".
Помню январь 1990 года в Баку. Когда не прослужив и трёх недель, не приняв присягу, оказался в центре новых событий. Уносящих не только жизни и судьбы людей, но и возводящих баррикады между народами и внутри народа. Сколько сеятелей межнациональной и межэтнической розни было тогда выпущено на улицы советских городов. Сколько акул пера, политиков и "общественных деятелей" принялось внедрять в народные массы закладки: все мы разные, мы хорошие - они плохие, мы лучшие и т.д. Так были созданы те условия, в которых мы живём сейчас. Условия нетерпимости и непримирения. Созданы мифы, проведены провокации, воспитано уже не одно поколение молодёжи с заложенной поведенческой линией и псевдоприоритетами.
Возможно с тех пор стал негативно относиться к любым искусственным процессам. Будь то геополитическая кройка и шитьё, манипуляции на выборах или в интернете, борьба за лидерство в коллективе. Но что делать, если в школе кубановедение и православие заменили астрономию, уроки системной логики, мышления и сравнительного анализа. А "вконтакте" и "одноклассники" - кружки творческой и технической самодеятельности. Сидя в соцсетях, на лавочках с пивом, оплачивая многочисленные кредиты за IT-продукцию и даже шмотки многие не понимают причину нашей технологической отсталости. Только не надо про ВПК. Сейчас, как и в 30-е, основная масса технологий нам предоставляется по лицензиям. И ни чем хорошим это не закончится, особенно если учитывать заданные рамки для общества.
При чём здесь суды? Судьи вносят свою лепту, как и другие институты управления. Конечно, в историческом масштабе всё это тщетно и вряд ли будет упомянуто в учебниках. Но нам, живущим сейчас, предстоит здесь и сегодня делать свой выбор. Воспитывая детей вопреки. Такими, каким хотелось бы видеть общество будущего. Общество людей, свободных от дегенерации разума и искусственных обстоятельств. Общества, в котором судья Милинчук не напишет в судебном решении, что "совокупный доход в 15 тысяч рублей не приводит к тяжелому материальному положению" двух взрослых и двух несовершеннолетних детей. Общества, в котором "внутренние убеждения суда" основаны на Законе, а не в применении оного в интересах заинтересованных лиц, материально доказавших свою "заинтересованность".
Возможно придёт время, когда пропасть между богатыми и бедными станет одной общей пропастью. Из которой выхода нет. И может быть уже сегодня надо начинать его искать.