Разрушение старого имеет смысл, когда понятно новое. Глава Калмыкии Алексей Орлов в попытке созидания и внедрения новой иерархии в кадровой системе естественным образом пошёл по пути разрушения. Может быть, руководитель субъекта федерации, ломая старое, на основе своего бескорыстного побуждения как человека, таким образом пытается этими действиями сгенерировать поступки на пользу других людей? Согласно Огюсту Конту ( французский философ и основатель социологии, который ввёл понятие альтруизма) принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Стоит ли тогда в таком случае оценивать власть как архитектуру по форме «кирпичей» заложенных в эту структуру, или же необходимо оценивать это «архитектурное сооружение» по форме здания в целом? В принципе одно без другого не может существовать, но что является главенствующим и основополагающим – вопрос риторический. Мы лишь попытаемся рассмотреть эти два варианта: по форме «кирпичей»: составной части республиканской политической элиты, и по форме «здания» в целом – Главе Республики Калмыкия Алексее Орлове.
ЭГС – место баталий и давления по политическим мотивам, но не только…
Силой задающей тон обществу, является элита, ориентиры которой находятся за границами видимого мира. Лишь по действиям и делам (причём не вообще дела, как одиночного индивидуального всплеска, а дела, соответствующие ситуации) этого сообщества пирамиды власти, можно определить в каком пространстве политбытия закладывается ориентировка. Одним из «компасов» указывающих путь в региональном пространстве социально-политической сферы является руководитель Администрации Главы Калмыкии Игорь Шалхаков. В рамках демократических преобразований, он как чиновник такого уровня не имеет достаточного понимания какие действенные шаги необходимо предпринимать . На что он в силу своих проф данных способен, так это лишь воспроизводить низкопробные манипуляции. Возомнив себя профессиональным политическим режиссером-сценаристом, транслирует в духе времени киношку, пошиба прямо сказать захудалого качества, далекую от политиндустрии. Примитивно исполняя указания своего патрона Алексея Маратовича, Шалхаков внес существенную лепту по превращению Элистинского городского Собрания в место баталий и давления по политическим мотивам, с элементами завуалированного национализма. Использовав все методы по убеждению городских депутатов сделать так как требует Глава Калмыкии, и не получив в ответ понимания и одобрения - сценарий созданный полит элитой стал принимать угрожающий вид.
Вызвав к себе «на ковер» министра здравоохранения и социального развития РК Владимира Шовунова, руководитель Администрации Главы Калмыкии на протяжении долгого времени требовал от министра уволить главного врача БУ ГУ «Центр специализированных видов медицинской помощи» Татьяну Руденко, которая является женой неподатливого депутата, председателя ЭГС Эрдни Шогджиева. Министр понимая, что требования Шалхакова попросту абсурдны – отказался выполнять указания чиновника. И действительно, Татьяна Руденко имеет общий трудовой стаж равный 24 годам. Ранее она являлась глав врачом инфекционной больницы, имеет статус анестезиолога- реаниматолога высшей категории. За всё время своей профессиональной деятельности у Руденко нет ни нареканий, ни взысканий, ни иных каких либо нарушений связанных с исполнением ею своих обязанностей. Тем не менее, с того момента, когда в городском Собрании, депутаты стали отстаивать свои позиции, оставаясь на страже интересов своих избирателей – со стороны узкой группы лиц, подконтрольной Алексею Орлову стали применяться методы шантажа, давления и репрессий. Первоначально, под «репрессивный каток» управленческого аппарата попала жена Олега Цеденова, - депутата ЭГС, члена фракции КПРФ. Ставленник Орлова сити-менеджер Николай Андреев попросту уволил супругу Цеденова, которая работала заместителем директора одной из городских школ. В случае с Татьяной Руденко ситуация повторяется вновь, правда как отмечают эксперты есть основания предполагать, что попытка увольнения главного врача не ограничивается лишь тем, что она является женой Шогджиева. Кому-то вероятно не дает покоя, то что в республике два главных врача: Балашов (Республиканская больница им. Жемчуева) и Руденко русские по национальности. В пору задаться несколькими вопросами: не является ли всё это скрытой формой радикального национализма внедрившегося в ветви исполнительной власти? Имея большие полномочия, чиновники используют свои должности не по прямому назначению, а лишь сугубо в целях расправы над людьми иной национальности? К примеру, если вспомнить, как неумело Игорь Шалхаков пытался убедить жителей п. Воробьёвка которые всем поселением встали единым монолитом после убийства двух подростков, лишённых жизни одним из заезжих гостей с одной из республик Северного Кавказа – то вывод складывается далеко не в пользу Шалхакова.
Людей порой интересует не столько ЧТО говорит чиновник, сколько они пытаются сравнить насколько он этот чиновник СООТВЕТСВУЕТ ТОМУ, О ЧЁМ ГОВОРИТ. В итоге этого наблюдения, любой обыватель или участник властной конструкции задаются вопросом: а на своём ли месте этот индивид, коль скоро на лицо не соответствие озвученного и сделанного? Обладает ли этот с позволения сказать ресурсоёмкий человек реальными рычагами и механизмами? Или этот просто «креслозадый» чинуша, который с лицом умного деятеля пытается присев на уши, убеждать всех и вся что его возможностям нет предела, а дланью своею он накроет тех, кто имеет взгляды отличные от его собственных?
На самом деле руководитель администрации Орлова, не обладает хоть каким либо значимым потенциальным ресурсом. Ну кроме должностного статуса прописанного на бумаге, и своего рабочего кресла, которое он может подвинуть или повернуть. В пользу этого высказывания говорит очень много показателей. Это и отсутствие умения выстраивать необходимую ресурсную базу, так необходимую для властной структуры. Это и колоссальный профанизм в области возможности в рамках диалога достигать необходимых целей, с теми кто может являться буфером для внедрения в социально-политическую сферу нужных направлений. Всё это не что иное, как показатель профессионального уровня чиновника. Примитивизм в мышлении, топорные действия и манипулятивные интриги – в конечном счёте разрушительно сказываются на самой системе региональной власти. Судя по тому что работу своих подчинённых Глава Калмыкии Алексей Орлов оценивает удовлетворительно, стало быть и сам Глава не совсем четко представляет, какой фильм крутиться в его кинотеатре! Стержень государственной власти, естественно не станет мириться с проявлением региональной анархии (бесконтрольностью, непредсказуемостью, безволия и низкого профессионального качества на уровне управленческого аппарата в регионах). Именно эти направления являются главенствующими, а социально-экономическая ситуация – сопутствующая часть от общего. Для Кремля политическая стабильность, - фактор гарантирующий дальнейшее пребывание во власти. А потому, когда одна из шестерёнок начинает работать неправильно и даёт сбой – от этой неэффективной части в слаженном механизме попросту избавляются.
Орёл или решка?
Верхушка «отрезанная» от народа, утратившая дееспособность к репродукции власти в любых её формах, - опускается на уровень обывательских стремлений. Соответственно начинается процесс «гниения» структурного подразделения, каковым бы оно сильным не было. И как всякая гниль, со временем она поражает весь организм, приводя его в состояние распада. Алексей Орлов же не способен повернуть всё вспять и не допустить «молекулярного распада» административного ресурса, а уж тем более возвести здание «кадровой многоэтажки». Практика показала: приспособленцы исполняют внешнюю обрядность лучше всех. Они любой проект рассматривают прежде всего как потенциальный ресурс, через который надеются добиться своих маргинальных целей. Они собственно и добиваются того, чего хотели, но при этом сами являются деструктивными элементами для общего и целого. Это представители податного сословия, которые мечтают решить свои проблемы за счёт общества и власти, которая даёт им такие полномочия и возможности. Для всякого дела они являют собой большую опасность. Понимает ли это сам Орлов? Скорее всего нет. Одним из характерных признаков и нововведений Главы Калмыкии стало внедрение практики развала национальной политики. После ухода из республики Кирсана Илюмжинова, в органах административно-управленческого аппарата баланс по грамотному применению национальной составляющей был определённым образом нарушен. Новый руководитель региона на первоначальном этапе заручился поддержкой со стороны общественного движения и группы лиц, которые, по мнению наблюдателей, являются носителями националистической идеи «Калмыкия – для калмыков». Не потому ли Алексей Орлов в своих официальных выступлениях систематически повторяет фразу «граждане Калмыкии»? Что это поэтапное стремление с намеком лишить жителей Калмыкии Российского гражданства? Неужели руководитель категории «А» не отдает себе отчёта в том, что на протяжении 400 лет Калмыкия является составляющей частью, одним из субъектов Российского государства? Сюда же следует добавить и историю с действиями протеже Орлова нелегитимного сити-менеджера Николая Андреева. В одночасье «повелением» Андреева две национальные гимназии – Калмыцкая и Русская были лишены своего этно-культурного названия превратившись в безликие гимназии №1 и №2. Возмущённые родители, чьи дети обучались в этих учебных заведениях высказывали гневные упрёки и претензии директорам гимназий, полагая что инициатива принадлежала именно им, когда как на самом деле за этим всем стоял Николай Андреев. Вероятно, побоявшись социальных потрясений по вопросу духовного воспитания с элементами национальной культуры, этим гимназиям были возвращены первоначальные названия. В административных кругах мэрии города, также будировалась информации о том, что следующим шагом сити-менеджера было желание «обезличить» и два национальных театра: Русского драматического, и Калмыцкого национального театра. Скорее всего ему бы это удалось сделать, если бы городские депутаты не сподобились уволить нелегитимного градоначальника.
Избежать нездоровой нервной атмосферы можно, если не создавать неестественной ситуации. Но в ситуации всеобъемлющего экономического, политического и социального кризисов единственный актив – люди. Его эффективность многократно возрастает, если люди скреплены в команду. Вокруг неё, как вокруг мачты после кораблекрушения, формируется центр стабильности. Налепившаяся масса структурируется, и далее появляются власть и ресурс – следствие стабильности. На данном же этапе, «налипшая масса» адмресурса далека от совершенства по спасению и консолидации, и наоборот тяжким грузом тянет ко дну остатки некогда стабильно составляющей базы. На слуху практически у каждого жителя республики действия Орлова который, позиционируя себя как руководитель новой формации, обвиняет во всех негативных социально-экономических последствиях первого и единственного Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова (Почему первого и единственного? Потому что были внесены поправки в законодательство РФ, и президенты субъектов стали Главами). Алексей Маратович пытался создать для себя имидж открытой и демократичной персоны, которой вверили степной регион. Необходимо признать, что первоначально некоторые оппозиционные СМИ поверили в возможность открытой гласности, так недостающей во время управления республикой К.Илюмжиновым. Но буквально после одной пресс-конференции Алексея Орлова, и пару-тройку его брифингов – для людей даже далеких от понимания журналистики, со всей очевидностью стало предельно ясно: новый Глава солнечной Калмыкии далёк от понимания открытости и достоверности преподносимой им информации.
Спустя время также очевидным стало и другое. Махровый национализм в разных своих проявлениях – есть показатель болезненного состояния людской массы неспособной выстроить гражданскую модель в обществе. Но одно дело, когда в националистические стаи сбиваются лица находящиеся на самом дне социума, обделенные свыше любовью и толерантного отношения к людям иной национальности и вероисповедания. И совсем иное дело, когда в руководящий состав управления регионами входят завуалированные максималисты радикальной ветви преобразований, пытаясь тем самым внести новую властную политическую составляющую.
В этом главное отличие между реальным сектором создания стабильно действующего звена и теми кто поднялся не по внутренним качествам и способностям, а по внешним. Проще говоря, наверху оказался тот кто платит. Оно и понятно, раз человек платит, или делает «откат» вышестоящему - закономерно его желание контролировать то, за что он платит, и от чего получает прибыль. Получилось так, что люди, за которыми ныне признаются большие полномочия (ресурс) используют свои преимущества не для защиты общества и своей властной среды обитания, а для их эксплуатации. С подачи Алексея Орлова люди со статусом элиты и стремлениями простолюдинов внедрились в материальный сектор. Они образовали нездоровую и несправедливую конкуренцию. Разношерстная компания обладает свойством отталкивать полезных делу людей и притягивать вредных. В совокупности от этого вредоносного продукта происходит синтез энергии, вызывающий реконструкцию общества, которое в свою очередь влияет и на саму власть. В противном случае не изменяя и не реагируя на видоизменённую форму общества, власть рискует получить социальный взрыв или железный поток людских масс способных стереть властную структуру. Масса приходит в движение, следуя за свободными. По своей природе масса бесспорно инертна. Она не может создавать собственных ориентиров, ей всегда нужен поводырь. И этого не стоит смущаться или не признавать – такова сама природа общества. Если бы каждый был «сам себе режиссер» общество как единое целое было бы не возможно. На примере же «сам себе режиссера» Орлова, можно добавить - управление различными процессами в принципе невозможно, когда ты не имеешь ни командного авторитета, ни умений, ни знаний по практическому применению. Результатом же деятельности Главы Калмыкии стало создание кадровой копилки наполненной личностями с несоответствующим масштабом, блуждающими по джунглям с неправильной картой. По сути такого рода «профи» сравнимы с путником не знающим куда идти, а все нарисованные на карте выходы оказываются ложными, существующими лишь в воображении картографа Орлова.
Мы не станем делать прогнозы – результат «игры альтруистов» уже и так принял видимые очертания. В любом случае какой бы стороной не упала монета - орлом или решкой, - она упадёт именно той необходимой стороной для тех кто её бросает! А Алексею Маратовичу попросту придется смириться с участью стороннего наблюдателя игры, которая закончилась не в его пользу.
Александр Сельгеев, Мария Коробкина, Дорджи Менкеев
Агентство Региональной Политики