Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Камский флот, рассвет и гибель. О туризме в Прикамье

12:10, 14.04.2013  portalperm

До сих пор основные турпотоки минуют Пермь, заработавшую прочный статус у туроператоров "там нечего смотреть". Множество круизных теплоходов разворачиваются у Елабуги. С кораблей, доходящих до пермских разрушенных причалов, большинство туристов садятся в автобусы и едут в пещеру Кунгура. Поток с востока (из Ебурга) также идет только в Кунгур и Белогорье, иногда в Хохловку, минуя Пермь.

В нашей туристской программе для Перми и Края "Следуй за Белым кроликом" есть положение о создании уникальных туристических предложений с брендами федерального уровня.
Такими могли бы стать государственно-частные музеи на тему Волго-камского торгового пути (история речного пароходства) и Транссиба (история великой железной дороги).
Особое положение Перми у ворот Транссиба и в начале Волго-камского пути позволяет объединить великие дороги и музеи буквально в одной точке - на площади у Речного вокзала (Музея PERMM). В этом - уникальное географическое преимущество города.
Туристы круизных теплоходов попадают прямо с причала в мощный информационный портал: современное искусство, краевой музей, история Транссиба (на Перми I), история Пароходства на Волжско-камском речном бассейне (музей-теплоход у причала Речного). Множество списанных теплоходов гниют сейчас на Каме. Один из них вполне можно было бы восстановить и использовать как музей у причалов.

Немного о речном флоте. Камский флот пережил 2 рассвета в начале XX века и в 50-х годах и два погрома-апокалипсиса в 1919 году и в начале 1990-х, когда новенькие Метеоры отправлялись на распил в металлолом. Тут есть о чем рассказать и показать в экспозициях.
Смотрите уцелевшие материалы из погибших небольших музеев Камского флота и читайте описание Камского апокалипсиса 1919 г.


Это был целый мир на огромных российских реках с легендарными капитанами, гонками знаменитых пароходов, лихими богачами-купцами и многими безвестными персонажами ушедшей эпохи.
Чуть-чуть мы знаем этот мир по фильму "Жестокий романс". Остались только мифы и фотографии.


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фотграфии из клуба юных моряков "Румб" (Пермь, Водники), репродукция В.Мельник

ПОГРОМ ФЛОТА НА РЕКЕ ЧУСОВОЙ

Вообще, вся навигационная работа 1919 г. проходила в обстановке военного времени. Вспыхнувшая в самом же начале навигации небывалая по своим размерам гражданская война охватила пожаром Волгу, Каму и Белую. Перерыв Волги у Царицына отрезал низовый плес с огромными запасами соли, рыбы и др. товаров, причем близость военных операций не дала возможности вывезти эти товары и по железным дорогам. Весь коммерческий флот астраханского района был взят в распоряжение военного ведомства, суда на Каме и Белой были захвачены Колчаком.

Особенно тяжело отразились на волжском флоте и судоходстве военные действия на реке Каме, которая всю первую половину навигации находилась в руках белых и по уходе их представлялаиз себя о дно сплошное кладбище судоходства. „На протяжении нескольких верст, — говорится в изданных саратовским райкомводом в 1923 г. „Кратких очерках из истории союза рабочих водного транспорта" о взятии красными войсками г. Перми,—по реке плыли горелые суда, кругом стоял дым и мертвая тишина почти пустого города. Лучший камский флот - в количестве 120 паровых и непаровых единиц—был согнан Колчаком в реку Чусовую , там же белые выпустили до 200 тыс. пуд. керосина из Нобелевских резервуаров, подожгли этот керосин, и огненной стихией флот был уничтожен до основания" В том же издании командированный на Каму следом за отступавшими белогвардейскими войсками уполномоченный Совнаркома и Главода тов. В. М. Зайцев добавляет к этому следующее: „Трудно описать картину погибшего речного флота. Река Кама была превращена в какую-то смертоносную водную ленту, начиненную всюду минами, перерезанную поперек цепными и бревенчатыми заграждениями, причинявшими движущимся судам (красной флотилии) в лучшем случае поломку, в худшем—гибель с массой человеческих жертв. На протяжении от устья Камы до Усолья включительно сгорело: 61 пароход, 43 баржи и 10 дебаркадеров; утонуло: 10 пароходов, 9 баржей, 4 дебаркадера; выброшено на берег и посажено на мель: 13 пароходов, 60 баржей и 17 дебаркадеров.

В одной только Перми уничтожено огнем 22 пассажирских и 81 буксирных пароходов, 5 дебаркадеров и 38 баржей". Еще более подробно рисует т. Зайцев картину гибели камского флота в своем отчетном докладе Главоду, откуда мы возьмем несколько наиболее ярких и характерных цитат:

« Неприветливо встретила меня р. Кама... Уже недалеко от ее устья встретились остовы (погибших) судов "... а „по мере моего продвижения по освобожденному району приходилось прямо ужасаться... пошли везде и всюду стали попадаться остовы сгоревших судов, как паровых, так и непаровых единиц советсткого флота. Не было расстояния, хотя бы через 50-верстный пробег, без этих печальных фактов: то там, то здесь вырисовывались следы судов» или до днища сгоревших, или переломанных и обсушенных глубоко в бичевнике". Еще хуже было в Перми: „Что пришлось увидеть, превзошло всякие предположения. Всюду, насколь хватило поле зрения, виднелись остовы догоравших и плавающих судов. Ужасная огненная вакханалия витала, видимо, здесь широко. То тут, то там из воды торчали головни от полузатонувших днищ барж, пристаней и подчалков. Описать все, что открылось пред глазами, нет никакой возможности, — это было что-то невероятное". По пути к реке Чусовой, где было главное место разгрома флота, „немного выше (пермских) пристаней стоял поперек реки сильно изуродованный пассажирский пароход «Григорий» о-ва «Камво», а затем уже, начиная от него, через самый малый интервал, потянулся почти сплошной вереницей длинный ряд обгорелых и топлых судов. Некоторые еще догорали, и тлели обуглившиеся их части, а теплоход «Москвич» пылал пламенем, благодаря запасу в его цистернах натурала. Пройдя от него немного, у лугового берега, близ р. Гайвы , я увидел группу пароходов всех типов в количестве 7 штук, наплывших один на другой; некоторые из них были в затопи, оставшиеся же на плаву имели самый удручающий вид: обгорелые корпуса были смяты, с разного рода прогибами и выпучинами, палуба провалена, если была, конечно, железная, трубы, перегорев, сложились в какую-то гармонию или, согнувшись, находились в горизонтальном направлении; арки, кронштейны, флортимберсы торчали, как у скелета ребра; в довершение всего эта груда тел красавцев-судов была в самом хаотическом беспорядке сбита в кучу, не поддающуюся разборке - где нос и куда ушла корма какого-либо парохода. Таково было начало. Когда мы дошли до устья р. Чусовой, то тут было что-то невероятно ужасное.

Кругом в кучи сбитые пароходы то справа, то слева торчали своими как бы взывающими о помощи гаванями и изуродованными корпусами до неузнаваемости. Таковых кучек в 5—9 пароходов было несколько; после пошли одиночки, и так до самой пристани Левшино. Весь фарватер р. Чусовой представлял собою какой-то музей старых, ломанных, исковерканных железных изделий. Дать о каждом судне отдельную характеристику невозможно, ибо это была сплошная груда железа и ничто иное. В некоторых местах, первоначально думаешь, 2—3 судна, станешь же рассматривать более тщательнее -оказывается 7—8. Одни наплыли на других, утопив их, так что весь корпус почти скрыт, за исключением еле заметной или высоко видимо загнутой кормы или носа; то, наоборот, все на поверхности воды, но так переплелись своими искаженными огнем корпусами, что положительно теряешься дать отчет, сколько тут пароходов. Всюду, куда ни взглянешь , видишь или весь корпус судна, сильно пострадавший, или едва заметную трубу с частью штурвальной рубки, выставляющиеся от затонувшего судна, или же поле гвоздей, словно на гигантской бороне, в днище сгоревшей дотла баржи. Параллельно с сим весь берег усеян грудами пепла, угля и головней, продолжающих еще куриться, - это целый ряд береговых сооружений: склады, лабазы, амбары и хибары служащих стали жертвою огня... По всей длине этой части р. Чусовой стлался едкий, густой дым от горящих еще корпусов барж и зданий береговых сооружений ". На судах, более сохранившихся по внешнему виду, такое же разр ушение было внутри: „Все было загрязнено, поломано, стекла перебиты, вырван линолеум, порвана вся проводка освещения и звонков. Арматура машин и котлов, а равно электрические бра, тюльпаны и плафоны, вырваны и унесены, зеркала и мебель расхищены... Всего на районе Пермь — Левшино погибло от огня пассажирских пароходов 22, буксирных 31, дебаркадеров 5 и баржей 38 ".

Еще на эту тему можно почитать здесь: http://senat-perm.livejournal.com/294549.html (о войне Красной и Белой флотилий)

Не нравится
Нравится
источник: http://senat-perm.livejournal.com/868501.html     рейтинг: 0  

Городской Блог