Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:01, 16.01.2018

Господдержка аграриев требует перемен

«Задача 2018 года - обеспечить аграриев региона справедливой и равнодоступной государственной поддержкой», - заявил сегодня председатель комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма во время обсуждения отчета Контрольно-счетной палаты по исполнению областного закона №61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области».

«Задача 2018 года - обеспечить аграриев региона справедливой и равнодоступной государственной поддержкой», - заявил сегодня председатель комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма во время обсуждения отчета Контрольно-счетной палаты по исполнению областного закона №61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области».

С основным докладом о результатах проведенного аудита по оказанию господдержки сельхозтоваропроизводителям региона в 2014-2016 гг выступила аудитор КСП Новосибирской области Елена Саблина. Она отметила разницу подходов к оказанию господдержки на федеральном и областном уровнях по установлению направлений, размера компенсации затрат и порядка ее выделения, что приводит к неоднозначности соблюдения установленного норматива компенсации затрат сельхозтоваропроизводителей в случаях софинансирования расходов одновременно из двух бюджетных источников.

В региональном законодательстве были установлены дополнительные условия для получения господдержки за счет средств областного бюджета это требование отсутствия задолженности по налогам, страховым взносам и заработной плате, а также расширение круга получателей, - сообщила Елена Саблина. Кроме того, с 2017 года на федеральном уровне одновременно ужесточились требования и к получателям господдержки, и к бюджетам субъектов, получающих субсидии, по соблюдению нормативов софинансирования расходов.

Изменение условий софинансирования требует приведения в соответствие с правилами, установленными на федеральном уровне, условий и нормативов государственной поддержки по направлениям, софинансируемым из двух источников, в нормативных правовых актах Новосибирской области, регламентирующих направления и порядок предоставления субсидий, - акцентировала аудитор. Она также отметила, что с 2014 года правительством и Законодательным собранием области с привлечением профессиональных сообществ активно обсуждался вопрос о внесении изменений в Закон №61-ОЗ. На 19-ой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области в первом чтении в указанный закон был принят ряд изменений, направленных на совершенствование и оптимизацию мер господдержки и приведение в соответствие нормы о предоставлении государственной поддержки субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории Новосибирской области. Однако окончательно в 2017 году изменения в Закон №61-ОЗ так и не были приняты, и вопрос до сих пор не решен.

По словам аудитора КСП, за 2014-2016 годы на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия выделено 13 821 202 тыс. рублей, в том числе Минсельхозу НСО 12 820 372,2 тыс. рублей. Исполнение плановых показателей за три года в среднем составило 92,9%.

Перечисление средств федерального бюджета в бюджет области в 2014-2015 годы осуществлялось неравномерно. В 2015 году Новосибирская область вошла в число субъектов Российской Федерации с наиболее низким процентом доведения средств федерального бюджета до сельхозпроизводителей (77%). В 2016 году субсидии федерального бюджета были освоены на 99,1%, что свидетельствует о проведенной Минсельхозом НСО в этом направлении работе. Вместе с тем, несовершенство сложившейся системы планирования господдержки АПК на федеральном уровне не позволяло региону формировать внятную региональную аграрную политику на этапе планирования областного бюджета, - констатировала аудитор Елена Саблина.

В 2014-2016 годах в виде субсидий и грантов сельхозтоваропроизводители области получили 12 470 832 тыс. рублей или 90,2% от расходов на поддержку АПК, из них средства федерального бюджета - 6 540 907,4 тыс. рублей или 52,4%, средства областного бюджета - 5 929 924,6 тыс. рублей или 47,6%. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществлялась по 41-му направлению. Значительная часть субсидий - 72,8% выделялась на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам 3 532 771,6 тыс. руб.; проведение комплекса агротехнологических работ 2 595 349,2 тыс. руб.; возмещение части затрат на 1 кг отгруженного на собственную переработку молока 1 065 016,1 тыс. руб.

Основной объем (85,0%) был выделен на компенсацию затрат на приобретение технических средств и оборудования 3 168 104,1 тыс. руб., по остальным направлениям от 16 441,2 тыс. руб. (на семена кукурузы) до 184 077,0 тыс. руб. (на проведение ярмарок, конкурсов).

В 2016 году резко сокращены плановые объемы финансирования поддержки отрасли льноводства с 17 500 тыс. рублей до 1 900 тыс. рублей, что связано с неэффективным использованием ранее выделенных бюджетных средств в общей сумме 24 904,7 тыс. руб. основными получателями господдержки - ЗАО Обской лен, ЗАО АПК Гусельниковское и ЗАО АПК Маслянинский лен, - рассказала аудитор. - Дальнейшее участие Новосибирской области в Федеральной госпрограмме по данному направлению не планируется. Вместе с тем, продукция льноводства остается востребованным товаром на региональном и общероссийском рынках, - отметила представитель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.

Также в отчете КСП были обозначены нарушения и недостатки, допущенные региональным Минсельхозом в 2014-2016 годах: несоответствие нормативам журнала регистрации заявлений о предоставлении господдержки; непрозрачность очередности оказания поддержки; предоставление 5 организациям субсидий сверх предельного объема господдержки (10 млн. рублей на одного субъекта в год) на общую сумму 14 392,3 тыс. рублей; невыплата субсидии на компенсацию части затрат на приобретение технических средств и оборудования 37-ми организациям, имеющим право на получение субсидий, на общую сумму 48 628,0 тыс. рублей. Недостижение целевых показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета повлекло предъявление Минсельхозом РФ штрафов Правительству Новосибирской области в 2015 году в размере 92 323 тыс. рублей, в 2016 году 2 092,5 тыс. рублей, которые оплачены в федеральный бюджет в полном объеме.

В то же время аудитор отметила, что в целом наблюдается положительная динамика по ряду важнейших индикаторов: индексы производства продукции растениеводства и животноводства, высокопроизводительные рабочие места, рост посевных площадей, увеличение объемов налоговых отчислений сельхозтоваропроизводителями в 2016 году - более чем в 2,4 раза к уровню 2013 года.

Заслушав отчет КСП, члены аграрного комитета, обратили внимание руководителя областного Минсельхоза Василия Пронькина на необходимость усиленного внимания со стороны органов власти на привлечение инвестиций в сельскохозяйственную отрасль, а также развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса. Как видим из отчета, только 7,8% от числа молодых специалистов, подготовленных в высших учебных заведениях для АПК, принято на работу в сельхозпредприятия. Эту проблему нужно решать, - заметил депутат Роман Яковлев.

На необходимость оперативного внесения изменений в программу господдержки аграриев указал и заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Глеб Поповцев. В частности, на корректировку самого механизма и условий предоставления господдержки аграриям региона. Порядка 800 млн рублей из федерального бюджета получили 2 наших крупных предприятия Русское поле и Сибирская Нива, реализующие большие инвестпроекты, - заметил парламентарий. - Но почему нет среди них средних хозяйств, которые также занимаются обновлением и инвестированием в животноводство? Почему за это время никто из других производителей не участвовал в этой программе? поинтересовался законодатель. В свою очередь глава Минсельхоза Новосибирской области Василий Пронькин отметил, что к получателям господдержки предъявлены очень жесткие требования, необходим и строгий отчет. Например, у нас очень многие сельхозтоваропроизводители с целью экономии строят большое количество объектов из материалов вторичного рынка, а в этой программе такое не предусмотрено, поэтому многие не подходят под эти критерии. В конкурсном отборе участвовало 150 инвестпроектов со всей страны, а прошло только 40, - пояснил Пронькин.

Считаю, что в этом отношении Минсельхозу надо работать, - высказал своё мнение предкомитета Олег Подойма. - Это серьезный ресурс из имеющегося федерального потенциала, который мы не используем. Парламентарий отметил, что этот вопрос стоит очень остро и необходимо более точное определение крупности предприятия. Ведь те же холдинги, состоящие из группы компаний, тоже фактически являются крупными компаниями, а они в этот учёт не попадают. Это несправедливо и до тех пор, пока не будет у нас равнодоступности государственной поддержки для аграриев, этот вопрос будет звучать. Наша задача решить его в 2018 году.

Подводя итог обсуждению, Олег Подойма отметил, что конкретные предложения по изменению механизма оказания господдержки сельхозтоваропроизводителям Новосибирской области, а также другие вопросы развития отрасли, члены комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям в ближайшее время обсудят на встрече с врио губернатора Андреем Травниковым.

просмотров: 319

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.