Были ли готовы дорожные службы Новосибирска к аномальному снегопаду? Почему не надо сразу выводить всю снегоуборочную технику на дороги? Насколько сильно припаркованные на обочинах машины мешают уборке снега? Почему горожане не видят технику на дорогах? Когда ложатся спать дорожники при сильной непогоде? Эти вопросы обсудили в программе «Вечерний разговор» на радио «Городская волна» ведущий Артем Роговский и его гости — заместитель начальника главного управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска Евгений Антонов и директор ДЭУ №1 Алексей Лыков 27 октября.
Были ли готовы дорожные службы Новосибирска к аномальному снегопаду? Почему не надо сразу выводить всю снегоуборочную технику на дороги? Насколько сильно припаркованные на обочинах машины мешают уборке снега? Почему горожане не видят технику на дорогах? Когда ложатся спать дорожники при сильной непогоде? Эти вопросы обсудили в программе «Вечерний разговор» на радио «Городская волна» ведущий Артем Роговский и его гости — заместитель начальника главного управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска Евгений Антонов и директор ДЭУ №1 Алексей Лыков 27 октября.Артем Роговский: Добрый вечер! Меня зовут Артем Роговский. Сразу берите в руки трубку телефона, пишите нам и звоните, потому что сегодня мы будем обсуждать самую живую и близкую для всех нас тему: уборку снега в Новосибирске. Как Новосибирск встретил снегопад? Как город справился с ним? И что сегодня [27 октября] происходит на дорогах города? Мы ждем ваши отзывы и ваши оценки.
Представляю наших гостей. Сегодня, впервые в истории программы «Вечерний разговор с Артемом Роговским», в студии сразу два гостя. Это заместитель начальника главного управления благоустройства и озеленения (ГУБО) мэрии Евгений Антонов и директор ДЭУ №1 Алексей Лыков. Господа, предлагаю с места в карьер.
Насколько город и его техника оказались готовы к снегопаду? Снегопад был рекордным. У нас в соцсетях люди любят зубоскалить: «зима пришла неожиданно». Но подождите, в прошлые годы в 20-х числах октября я такого снегопада не припомню. И Ренад Ягудин из гидрометцентра согласен с моими оценками. Да, Евгений Александрович?
Евгений Антонов: Да, конечно. На самом деле, этот год у нас отличился от предыдущих. У нас не сбылась примета, когда говорят, что первый снег выпадет, а потом уже основной ляжет через месяц. В этом году у нас первый снег выпал и не растаял.
В любом случае, наши дорожные службы были готовы еще в начале октября. Мы были готовы «к труду и обороне» улично-дорожной сети города. Действительно, в 20-х числах октября выпало рекордное количество осадков. Тем более с 24 по 26 октября, за полутора суток, выпало 22 миллиметра снега, это практически половина месячной нормы осадков.
Артем Роговский. Фото Павла Комарова
Артем Роговский: А в ночь с 24 на 25 октября выпала треть месячной нормы осадков и меня удивил сюжет одного из моих коллег с телевидения. Он сказал, что «за сутки выпала всего треть месячной нормы осадков». Ничего себе - «всего»!
Евгений Антонов: Но вся техника была готова. Она стояла в дежурном режиме уже с начала октября. И как только пошел первый снег, некоторые наши учреждения принимали превентивные меры - заранее обрабатывали дороги пескосмесью. Эта мера является первоочередной задачей при зимних снегоуборочных работах.
В первые сутки, когда у нас выпало рекордное количество снега, на дороги высыпали более 2,5 тысяч тонн песко-соляной смеси. И в смеси до 10%. В предыдущие годы было 7-8%. Это позволяет пескосмеси более эффективно работать со снегом, не позволяет ему скатываться и прилипать к проезжей части. В итоге, думаю, что многие видели: в -5 градусов у нас на дорогах кое-где даже была сырость.Ну и самое главное - у нас нигде не остановилось движение ни общественного, ни личного транспорта. Единственное, что у нас мешает уборке - это личный припаркованный транспорт, который стоит длительное время, иногда больше двух недель, засыпанный и запорошенный снегом полностью.
Артем Роговский: К этой теме мы еще вернемся. Как и к теме того, сколько техники вышло и в каком количестве на дороги Новосибирска, чтобы убирать последствия серьёзнейшего снегопада. Обращаюсь к директору ДЭУ №1 Алексею Лыкову.
Алексей Николаевич, ДЭУ №1 обслуживает весь правый берег. По сути - Дзержинский, Заельцовский, Железнодорожный и Октябрьский районы. Вот вы, как директор этого учреждения, можете сказать, что были готовы к снегопаду?
Алексей Лыков: Знаете, я готов поддержать Евгения Александровича. Для нас немного несюжетный месяц - октябрь. И снегопад необычно рано к нам пришел. Но в то же время вся служба ДЭУ №1, как вы уже заметили, которая работает с центральной частью Новосибирска, была готова к снегопаду. И я могу дать достаточно удовлетворительную оценку работе нашего учреждения, которое участвовало в процессе ликвидации этого снегопада, и вполне достойно справилось с этой задачей.
Алексей Лыков. Фото Павла Комарова
Артем Роговский: Теперь обращаюсь к заместителю начальника ГУБО мэрии Евгению Антонову. Какое количество техники вышло на дороги города в сам снегопад?
Евгений Антонов: Выход техники у нас в первую смену доходит до 250 единиц, во вторую смену, ночную, - до 320 единиц. Могу объяснить, почему. Многие спрашивают – где ваша техника? Не видно ни днем, ни ночью.
Артем Роговский: Да, есть у нас любители пописать в комментариях. Сразу начинаются адресные наезды в адрес мэра Новосибирска и других руководителей города. Объясните, пожалуйста, почему техники нет днем?
Евгений Антонов: Она есть днем. Но в таком машинном потоке и в масштабах города в 500 квадратных километров, её действительно может быть и не видно. Но результат по истечении нескольких часов виден всегда. Можно не видеть технику, главное - увидеть результат работы этой техники.Днем очень много припаркованного транспорта, и невозможно провести более качественно ту работу, которая предполагается регламентом по снегоочистке. А ночью, когда транспорта уже меньше, поток спадает, тогда уже можно более масштабно провести уборку. Делаем упор на ночную смену, чтобы к утру город был уже проезжим и пешеходы могли пройти по тротуарам.
Артем Роговский: Обращаюсь к Алексею Лыкову. Ваш прогноз: что будет с дорожным движением, если выгнать на дороги Новосибирска, как просят некоторые жители, всю технику?
Алексей Лыков: Если выгнать технику днем, то пробка явно будет стоять до самого вечера. Потому что наша техника не позволит ни одной артерии города нормально двигаться. Если же это сделать ночью, то мы увидим максимальный эффект от её работы.
Артем Роговский: Друзья, звоните и высказывайте свое мнение о том, как работают дорожные службы в этот снегопад. Где хорошо чистят, а где не очень?
Евгений Александрович, а техника ночью со скольки свою работу начинает? Многие уже ложатся спать, когда выходит техника?
Евгений Антонов: Ночная смена в основном начинается с 20:00 и заканчивается в 7:00. В зависимости от вида техники, она начинает работу в период с 20:00 до 22:00. Какие-то виды выходят в 21:00, какие-то в 22:00.
Евгений Антонов. Фото Павла Комарова
Алексей Лыков: Я еще немного поясню. Сдвижка в рабочих сменах необходима для того, чтобы рабочий процесс не прерывался, и не было провалов. В некоторых ситуациях могут возникнуть проблемы при выпадении осадков. Снег не прекращается, а рабочая смена уже вынуждена поставить свои машины в гараж и готовиться к выходу второй смены. В этот промежуток должен же кто-то выполнять функции по содержанию дорожно-уличной сети. Поэтому и происходит эта часовая или двухчасовая сдвижка между сменами. Рабочий процесс не прекращается.Артем Роговский: Напомню, что сегодня мы обсуждаем последствия снегопада, который прошел, а может, правильнее будет сказать, - до сих пор засыпает город. Сегодня в гостях: заместитель начальника ГУБО мэрии Евгений Антонов и директор ДЭУ №1 Алексей Лыков. Если вы недовольны уборкой города или наоборот - хотите сказать слова благодарности дорожникам – звоните!
У меня вопрос к Евгению Антонову. Евгений Александрович, что самое сложное в вашей работе, когда становится понятно, что город скоро засыплет снегом?
Евгений Антонов: Сложности происходят тогда, когда снег начинает идти днем. Тогда скорость потока машин снижается и при этом сложно совершить посыпку пескосмеси по всему городу. Пошел снег днем, и все пескоразбрасыващие машины увеличили срок посыпки с 3-4 часов до 5-6 часов. Если он пошел ночью, то проблем в этом нет абсолютно! Но в любом случае техника на дороги выходит.
Звонок: Добрый вечер. Меня зовут Евгений. У меня два мнения. Видел, как почистили остановку и снег свалили прямо перед остановкой. И когда люди выходят из автобуса, они выходят прямо в сугроб. Мне это очень не понравилось. Снег могли бы вправо и влево очистить. А очистили прямо к остановке (угол улиц Новогодней и Ватутина), к бордюру. И второе. Уже три дня прошло после снегопада, и в принципе, работы можно делать даже не в ночное время, а в дневное. Например, улица Бурденко. Там проблема не в дороге, где машины ездят. На улице Бурденко есть тротуар, по которому должны ходить люди. Этот тротуар никто не чистит. Он не во дворе, а вдоль дороги. Кто его должен чистить? ЖЭУ или город? Там достаточно одного трактора, который просто проедет один раз.
Евгений Антонов: Действительно, бывают недоработки в процессе уборки. Есть сразу несколько небольших поправок. У нас ежегодно происходят изменения в механизаторском и водительском составе. На зиму люди приходят работать на тракторы и на грейдеры. Это механизаторы. Но человек может запутаться и что-то сделать не так. Раз-два пройдет, и все будет уже в нормальном технологическом процессе.
Что касается тротуара на улице Бурденко. Сразу поясняю, что в Новосибирске есть магистральная сеть, а есть немагистральная сеть. Дороги меньшей категорийности - это 2Б. А есть категория 2А, по ним ходит общественный транспорт. Эта категория содержится департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. Где не ходит общественный транспорт - это районные улицы, за них несет ответственность администрация соответствующего района. Что касается улицы Бурденко, за неё отвечает администрация Кировского района.
Алексей Лыков и Евгений Антонов. Фото Павла Комарова
Звонок: Проживаю в Дзержинском районе, в частном секторе. Хотелось бы сообщить, что на остановке Почтовая, которая ближе к ул. Черенкова, там во время мокрого снега упала . Видимо, никто не сообщил. А во-вторых, хотелось бы, чтобы чаще убирали снег на улицах Гашека, Черенкова и Караваева. Потому что город – это не только крупные магистрали, но и частный сектор. А дороги принадлежат муниципалитету.
Артем Роговский: Кстати, в этом году впервые был проведен ремонт дорог частного сектора на 100 миллионов рублей. Никогда еще в истории Новосибирска частный сектор на такие суммы не ремонтировался.Евгений Антонов: Что касается упавшей ветки. Хочу сказать, что очень много веток у нас попадало. Был сильный ветер, ураган. Листва с веток не вся облетела, и это повлияло на их целостность. Я записал ваш адрес, мы это поправим в кратчайшее время.
А перечисленные улицы – это дороги частного сектора. Сразу скажу по содержанию этих дорог как в летний, так и в зимний период. Улиц частного сектора у нас в городе более 600. Охватить их все единовременно невозможно. Уборка улиц происходит по обращению председателя уличного комитета в администрацию соответствующего района.
Звонок: Здравствуйте, меня зовут Александр. В нашем Ленинском районе улицу Блюхера каждый год систематически плохо чистят. Сегодня я тоже ехал в одну полосу. Вторая полоса, грубо говоря, и так узкая, а еще и снег сгребли в кучу. Полтора-два метра до бордюра лежит куча и никто снег не чистит.
Евгений Антонов: Улица Блюхера в Ленинском районе проблематичная, поскольку двухполосное движение в обе стороны. При этом одна из полос постоянно заставлена машинами. Определить последовательность работ по уборке этой улицы очень проблематично. И поэтому зимой мы заключаем договор с организацией, которая переставляет машины и начинаем их переставлять, чтобы организовать снегоуборочный процесс. Только из-за припаркованного транспорта невозможно качественно убрать улицу Блюхера.
Звонок: Добрый вечер. Меня зовут Вероника. Я житель Центрального района, улица Романова. Живу сразу за Домом быта. Который день идет снег и каждое утро у нас ездят машины, которые чистят дороги. Спасибо им большое. Но чистят только одну колею, ровно посередине. Машин ночью нет, которые были бы припаркованы около дома. Если раньше было видно, что одна-две машины стоят припаркованные и это место не чистят, то в этот раз в одну колею все почищено. Если учесть, что каждое утро у нас тут припарковываются родители возле школы, то минут 30 занимает дорога, чтобы выехать в сторону улицы Мичурина.
Евгений Антонов: Это зона ответственности администрации Центрального округа. Вопрос больше адресован подрядчикам, которые обслуживают эту дорожно-уличную сеть. И если, как сказала Вероника, данная улица чистится только в один ряд, то есть смысл обратиться к подрядчику Центрального округа и с ним серьёзно переговорить. Чтобы качество работ изменили.
Артем Роговский: Думаю, что я лично обращусь к главе Центрального округа Сергею Канунникову, чтобы он взял под личный контроль уборку улиц от снега за Домом быта.
Артем Роговский, Алексей Лыков, Евгений Антонов. Фото Павла Комарова
Звонок: Добрый вечер. Меня зовут Павел. Я житель Ленинского района. У меня такой вопрос, который касается зимней уборки снега. Во дворе я каждый год наблюдаю такую картину, что снег, который убирают с придворовой территории, тут же сгружают большими кучами на детскую дворовую площадку. И не увозят его оттуда никуда. Законно ли это?
Евгений Антонов: Это находится .
Артем Роговский: Обращаюсь к директору ДЭУ №1 Алексею Лыкову. Алексей Николаевич, вы меньше года директорствуете в ДЭУ, которое обслуживает пять районов. Что обнаружили для себя нового и какие есть сложности?Алексей Лыков: Если спрашивать, что я увидел сложного на этой должности, отработав 15 лет в этой структуре, то я никогда не задумывался, как сложно глядеть в глаза своим работникам, своим подчиненным. В каких бы ты ситуациях не находился.
Артем Роговский: Вы спать ложитесь во сколько, когда идут эти снегопады?
Алексей Лыков: Это сложно сказать. Когда позволяет время, тогда я ложусь спать. Дорожные службы, включая их руководителей, не должны спать вообще. Мои начальники дорожных учреждений - их пятеро - они не спят уже практически четвертые сутки.
Звонок: Добрый вечер. Меня зовут Михаил. Я из Ленинского района. Меня интересует чистка парковочных карманов по улице Титова. Бывает, что машины поставим, а утром выехать не можем, так как трактор пройдет и нагребет. Пытаемся откопаться, как-то выезжаем. А потом вечером не можем поставить машины из-за этого отвала.
Евгений Антонов: Если это от улицы Троллейной до «Кристалла», то у вас небольшое преувеличение. Объясню почему. Формирование и сгребание снега у нас всегда идет от парковок на осевую часть. Делается это для более удобного вывоза снега и предотвращения завала всех парковочных карманов. Если где-то завалили карман, то согласен, значит это наши недоработки. Мы примем к сведению и постараемся минимизировать.
По поводу чистки карманов: скажу, что работы . Если даже одна машина стоит, то стараемся это место не чистить, поскольку есть вероятность, что крупногабаритная техника может повредить транспортное средство.
Евгений Антонов. Фото Павла Комарова
Звонок: Здравствуйте. Я живу на улице Большой. Меня зовут Людмила Целуйко. У нас проезжая часть идет как трасса. В прошлом году на нашей улице от домов отгребли снег один раз. В этом году грейдеры идут, и все к домам. Телевидение вызывали и всё показывали года два подряд. Людям невозможно через дорогу перейти. Дорогу не уступают даже на пешеходном переходе, где люди должны переходить.
Евгений Антонов: Понятно, что улица Большая у нас очень длинная по протяженности. Что касается уборки - действительно бывает, что заваливают проезды к домам. Но, к сожалению, нам удается выйти из такого положения очень редко. У каждого дома индивидуальной жилой застройки - а там больше сотни таких домов - мы просто физически не в состоянии вычистить все въезды и выезды. Если будет возможность - будем чистить. Главное для нас - расчистить проезжую часть и обеспечить дорожное движение.
Звонок: Здравствуйте. Меня зовут Марина. У меня два вопроса. С какой периодичностью должны убираться отвалы на улицах? И какой контроль должен осуществляться над чисткой дворовых территорий? Во дворах существуют контрольные органы? Или жильцы должны постоянно жаловаться?
Алексей Лыков: Марина, добрый вечер. На самом деле, вывозка этих валов зависит от категорийности улиц. Чем выше категорийность, тем выше и интенсивность вывозки.Могу с уверенностью сказать, что вал дорожники должны начать вывозить после прекращения снегопадов. Поэтому если у вас сейчас еще лежит вал, вы уж с этим смиритесь, потому что снегопады еще не прекратились. Как только снегопады прекратятся, дорожные службы сразу же начнут вывоз дорожных валов.
Сообщение: Улица Выборная чистится с поднятыми лопатами. До ТЭЦ-5 не едут. Разворачиваются. Николай.
Алексей Лыков: На самом деле немножко неточно сказано. Если бы улица Выборная чистилась совсем без плугов, там бы мало, что было бы вычищено. Возможно наш слушатель увидел проходящий комплекс, который опустил только щетки - бывает такая ситуация, когда наши комплексы сгоняют с проезжей части воду. Снег при этом растоплен противоголедными материалами, поэтому нет смысла опускать плуги.
Алексей Лыков. Фото Павла Комарова
Сообщение: Добрый день. Живем в «Матрёшкином дворе», ни разу не было уборочной техники. Сегодня утром было движение только в одну сторону города, а в противоположную сторону было невозможно проехать пока основная масса автомобилистов не проехала на работу. Не говорю даже о парковках и придомовой территории. Там сугробы по колено.
Евгений Антонов: Если это проезд от Бронного 18-го переулка до самого жилмассива, и дальше во дворы «Матрёшкиного двора», то это ответственность администрации Кировского района.
Сообщение: Здравствуйте, Артем. Меня зовут Михаил Мезенцев. Представляю «Федерацию автовладельцев России». Я услышал программу только частично. Дам пару советов радиослушателям. Есть такое приложение - «». Нужно, может быть, его чуть больше рекламировать. Это приложение создал муниципалитет именно для того, чтобы жители жаловались на какие-то вещи, в том числе и происходящие во дворах. Люди этим, к сожалению, не пользуются. Также люди не знают, что для того, чтобы во дворах убирались, необходимо, чтобы ТСЖ или УК собирал отдельно на это деньги, чтобы это была отдельная строчка. Люди этого не делают.
ездили и наблюдали за уборкой снега, участвовали в проверке. Поэтому для руководителя ДЭУ есть совсем небольшой совет. Если есть возможность, прежде чем производить уборку, может быть, приезжать в вечернее время и расставлять какие-то предупреждающие знаки, что «здесь ночью будет происходить уборка».
На парковочных карманах автовладельцы бросают машины, либо вдоль основных магистралей. Эти машины мешают убирать снег. Мы все это видели - стоит прекрасно почищенная улица, а из-за одной-единственной машины остается снежный вал, который обходит машину стороной. Разумеется, целая полоса дороги при этом «проглатывается». Мне кажется, что наши автомобилисты - люди понимающие. С учетом того, что у нас такое количество уборочной техники на такой мегаполис, я поставлю работе дорожников оценку «хорошо». Не буду говорить «пять», но «хорошо» поставлю. Есть ещё, над чем работать.
Алексей Лыков: Спасибо большое за совет, но, на самом деле, если дорожные службы работают по графику, то совместно с ГИБДД такая работа проводится. И выставляются предупреждающие знаки, что не стоит оставлять машины в тех местах, где будет производиться механизированная уборка. Мы вас услышали. Мы эту работу делаем. Спасибо вам.
Алексей Лыков и Евгений Антонов. Фото Павла Комарова
Сообщение: Не чистится единственная дорога, ведущая к детскому саду №164 «Золотой петушок», это в районе улицы Урицкого.
Евгений Антонов: Боюсь предположить, что это внутриквартальная дорога. И я так понимаю, что это сектор А, тихий центр, зона ответственности Центрального округа. Дорога относится к придомовым территориям, если это ответвление от улицы Урицкого.
Сообщение: Здравствуйте, Артем. Меня зовут Алексей Носов. Я уже за сегодняшний эфир как минимум дважды услышал предложение горожанам встать в положение. Если у нас будет профильная «Библия дорожника», то будет называться она , который категорически запрещает формирование снежных валов ближе пяти метров от пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.
Алексей Николаевич, скажите, что мешает при механизированной уборке - неважно, в светлое или темное время суток - привлекать и ручную уборку? Чтобы дворники могли, хотя бы в ручном режиме, обеспечить выполнение требований ГОСТа. Беда в том, что сотрудники ГИБДД, которых вы привлекаете для процесса уборки, - у них же есть еще и надзорная функция, и структурное подразделение в виде Дорнадзора, которое оформляет и выставляет мэрии Новосибирска сотни предписаний каждый год на десятки миллионов рублей. Может, дешевле вывести дворников?
Алексей Лыков: Что касается «дворников», как вы их назвали, - да, эти дорожные рабочие в комплексных бригадах участвуют в уборке снега и выполняют свою функцию.Но поймите правильно, что дорожный рабочий - это не трактор. И он на большие расстояния не перемещает снежные массы. Эти рабочие очищают первоочередные места, где проходят пешеходы, жители Новосибирска, а оставшуюся работу за них должны делать механизированные бригады. Если где-то механизированная бригада не успела к месту расчистки, то здесь и вправду наша вина, потому что слишком большой объем работы. Нам ещё есть, над чем поработать. Спасибо за замечание.
Артем Роговский: Спасибо всем, кто сегодня нам позвонил! Это была программа «Вечерний разговор». Встречаемся через неделю на канале «Городской волны».
Программа «Вечерний разговор» выходит в прямой эфир на радио «Городская волна» каждый четверг, сразу после выпуска вечерних новостей в 18-00.