В мае 2021 года президент России подписал указ о создании фонда культурных инициатив. За этот время было проведено 12 заявочных кампаний, полностью завершены 11 конкурсов. Общая сумма грантов за три года составила 25,4 млрд рублей.
17 мая 2021 года президентом России Владимиром Путиным был подписан указ «О создании президентского фонда культурных инициатив», миссия которого — оказывать всестороннюю поддержку проектам в области культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий. О том, как творческие команды участвуют в грантовых конкурсах и какие проекты поддержаны, о возвращении культурной жизни в новые регионы и планах работы в преддверии трехлетия ПФКИ рассказал генеральный директор фонда Роман Карманов.
АиФ: — Роман, как вы в пяти цифрах могли бы охарактеризовать итоги работы ПФКИ за три года?
Р. К.: — Говоря о цифрах, надо понимать, что нам важны, прежде всего, творческие люди, которые благодаря решению президента получили возможность реализовать свои самые смелые идеи и мечты. Сейчас на сайте фонда зарегистрировано уже почти 160 000 личных кабинетов, за каждым таким «кабинетом» творческая команда, 75 721 заявка была полностью подготовлена и подана на рассмотрение экспертов, 7202 проекта получили высокие баллы и победили. Общая сумма грантов составила 25,4 миллиарда рублей, еще почти столько же вложили творческие команды со своей стороны в виде собственных ресурсов. Все это — деньги, которые за три года влились в креативную экономику страны, создали рабочие места, оживили территории, обеспечили занятость, напрямую повлияли на реализацию культурной стратегии государства, способствовали интеграции новых регионов в единое культурное пространство страны. Число людей, которые приходят на мероприятия, поддержанные фондом ежегодно, превышает 30 млн человек.
АиФ: — Сколько конкурсов проведено за три года и на каком из них стало абсолютно понятно, что авторы творческих проектов ждали появления такого фонда?
Р. К.: — За три года проведено 12 заявочных кампаний, полностью завершены 11 конкурсов. Судить о востребованности можно по количеству заявок. На первый конкурс было подано более 12 тысяч заявок, этот темп сохраняется на протяжении всех трех лет. Для нас это не только показатель необходимости фонда, но и главное свидетельство того, что люди фонду доверяют. Очень важно, чтобы человек понимал, что даже если проект не поддержан на очередном конкурсе, его можно доработать, подать на следующий и добиться победы. Так и происходит, у нас есть проекты, которые смогли победить с десятой и одиннадцатой попыток. Думаю, что уже все понимают, что конкурентная грантовая система и создает условия для того, чтобы были поддержаны только качественные проекты.
АиФ: — Вы уже сказали, что поддержку за три года получили более 7000 проектов. Какова география проектов?
Р. К.: — Вся страна. Это предмет особенной нашей гордости — значит, все усилия, которые были предприняты к тому, чтобы творческие люди во всех без исключения уголках нашей страны узнали о возможностях, которые дает президент, привели к результату. Очень рад, что активно участвуют Дальний Восток и Северный Кавказ, большой рывок совершили новые регионы. За время работы фонда мы провели множество очных образовательных мероприятий в регионах, старались мотивировать, убеждать, снимать сомнения, отвечать на все вопросы, которые задают люди. Образовательные видео и аудио Фонда прослушали и просмотрели более миллиона человек. Думаю, что за три года креативное сообщество здорово, как принято говорить, прокачало навыки социокультурного проектирования. Мы видим, как выросло качество проектов, которые подают на конкурсы.
АиФ: — Как ведется работа с новыми регионами?
Р. К.: — Помимо работы с грантами, о которых я уже сказал выше, в прошлом году мы реализовали большую и очень важную благотворительную программу для учреждений культуры и спорта четырех новых субъектов России. Целевым образом были поддержаны 2118 учреждений. Это поддержка по запросу самих учреждений: сделаны ремонты, закуплено компьютерное оборудование и мебель, сшиты костюмы, установлены спортивные площадки, закуплено звуковое и световое оборудование, музыкальные инструменты, транспорт. Большинство учреждений не получали обновление инвентаря и не видели ремонта по 40-50 лет! Сейчас получаем отзывы: «команда впервые поехала на соревнования на своем автобусе», «спортсмены в новой форме представили регион», «открылся музей и экспозиция», «отремонтирован гимнастический зал»...
АиФ: — Судя по вашему телеграм-каналу, вы достаточно часто выезжаете в разные города. Личное общение лучше, но получается ли доехать до всех?
Р. К.: — Главная ценность личного общения — это обратная связь. Крайне важно услышать от людей, насколько они понимают правила конкурсов, насколько доступны образовательные материалы, с какими вопросами и проблемами сталкиваются на этапах заполнения заявки и отчетности. По итогу таких поездок донастраиваем, корректируем некоторые процессы, работаем над созданием новых проектов и сервисов. Сейчас, например, разрабатываем систему помощи заявителям на основе искусственного интеллекта. Еще одна задача таких поездок — воодушевить, вдохновить, мотивировать людей, убедить в том, что если хорошо разобраться, то победа обязательно возможна. И, наконец, постараться вместе с аудиторией посмотреть на проекты глазами экспертов, чтобы увидеть те ошибки, которые не дают идее пробиться к победе.
АиФ: — Расскажите о проектных офисах, какой функционал возложен на них?
Р. К.: — Главная функция проектного офиса — образовательная. Регион выделяет помещение, создает рабочие места для работы проектных менеджеров, они проходят обучение в фонде в Москве, затем возвращаются и помогают творческим людям дорабатывать их идеи на местах. Первый такой центр был открыт в Луганске в начале прошлого года, сейчас аналогичные структуры возникли уже в 12 регионах. Судя по первым результатам, система себя полностью оправдывает, более того, проектные офисы становятся центрами сотрудничества для различных творческих сил регионов. Очень важно, что при наличии проектного офиса очные образовательные мероприятия становятся возможными не только в крупных центрах, но и в районах краев и областей, республик.
АиФ: — Сейчас многие обратились к народным мотивам: дизайнеры начали создавать коллекции, в интерьерном стиле появились модели с тематическими узорами, не отстают и ювелиры. Есть ли такой интерес у ваших заявителей?
Р. К.: — Да, безусловно. Много проектов от малочисленных народов, они не только про сохранение традиций и наследия, но и про восстановление утраченного. Мы чрезвычайно богатая культурой страна! Убедиться в этом можно было зимой на выставке-форуме "Россия", там был реализован яркий системный проект «Елки России» — каждый регион украсил свою живую елку, постаравшись отразить культурные особенности региона, использовать предметы народных ремесел и народно-художественных промыслов. Получилась первая в истории живая выставка, на которой каждый открывал для себя страну заново во всем ее многообразии. Есть хороший пример проекта из Мордовии. Там оцифровали несколько папок с мордовскими орнаментами, которые были собраны во время этнографических экспедиций, авторы создали на основе этого материала потрясающую коллекцию одежды и украшений. Много проектов и про народные промыслы, это тоже про наши корни. Необычный проект по ватной игрушке, команда создала коллекции «Игрушки победы» и «Великие. Зимние. Наши». В последней представлены в виде ватных игрушек 12 великих россиян, прославивших страну своим творчеством, изобретениями, трудами, — Александр Пушкин, Иван Крылов, Александр Суворов, Константин Циолковский, Иван Крузенштерн, Лев Толстой, Петр Чайковский, Илья Репин, Анна Павлова, Наталья Дурова, Александр Вертинский и Дмитрий Менделеев. Потрясающей красоты миниатюры, созданные мастерами. Именно такие игрушки должны быть на елках в домах россиян. Скоро в Москве, кстати, откроется музей истории ватной игрушки.
АиФ: — Народные узоры, обращение к корням — это одно направление. Давайте обратимся к резко противоположному — современному искусству и технологиям. Такие проекты есть?
Р. К.: — Большой интерес вызывает конкурс современного видеоискусства «Страна света». Он появился благодаря поддержке ПФКИ, в этом году пройдет в третий раз. Это большой конкурс для тех, кто увлекается видеомейпингом. Команда ищет и открывает новые имена и даже помогает им в дальнейшем найти свой профессиональный путь. Тема работ — малая родина. Итоги конкурса подводятся в Дни Эрмитажа на Дворцовой площади. Это невероятно красиво, несмотря на морозный декабрьский Санкт-Петербург, уже два года финал собирает множество людей на площади. С поддержкой фонда создана историческая реконструкция в виртуальной реальности: «Первые в истории: кругосветное плавание Крузенштерна». Кстати, и тема народных узоров соединилась с VR-технологиями в проекте «Игра ремесел. VR-погружение в мир народных промыслов». Яркая современная подача. Есть проекты с использованием искусственного интеллекта, это в целом новый тренд для авторов культурных проектов, очень перспективное направление.
АиФ: — Запускается много новых проектов. А есть что-то, что сохранили благодаря фонду или возродили?
Р. К.: — Конечно. В Калужской области, например, восстановлен сад-дендрарий Ракицкого. Сегодня это место заново ожило, стало точкой притяжения местных жителей и туристов. Постепенно обрастает инфраструктурой. В Северной Осетии восстанавливалась утраченная часть исторической каменной башни 16 века, она находится в комплексе родовых башен семьи Цаллаговых: там и музей под открытым небом, большой культурный проект, направленный на сохранение исторической памяти. На одной из дверей башни — автограф нашего президента Владимира Путина. Возрожден музыкальный фестиваль «Воздух Карелии», он снова принимает музыкантов и зрителей после длительного перерыва. В Москве открыт «Дом винтажной музыки» — богатейшая коллекция музыкальных инструментов, у музея не было своего дома, но благодаря гранту авторам удалось сделать ремонт и вернуть столице прекрасную экспозицию. В Самаре открыт культурный центр «Заварка», для этого восстановили дом Маштакова, под Курском развивается «Парк Мельниц». Таких примеров множество.
АиФ: — Вы сам — творческий человек, знаем, что у вас была своя музыкальная группа в юности. Помогает ли этот опыт лучше понять творческих людей, которые подают заявки на грант, выстраивать работу с ними?
Р. К.: — Собственный опыт дает понимание, что может произойти с творческим человеком, если его вовремя не поддержать. И это понимание не дает расслабиться, довериться цифрам, забыть о том, что мы работаем для людей. Мы всегда должны помнить о том, что есть кто-то, кто обладает хорошей идеей, но по каким-то причинам не может дойти до реализации. Таким людям нужно помогать — вовлекать, учить, мотивировать, убеждать. В конечном итоге, от каждого такого человека зависит, насколько интересной, яркой и наполненной будет наша с вами жизнь. Мы прекрасно видим, какое огромное значение люди уделяют качеству жизни, своей собственной самореализации и своих родных.
АиФ: — Что нужно почитать, изучить, чтобы уже первая заявка была успешной?
Р. К.: — У нас, кстати, половина проектов — это те, что победили с первого раза. Изучать нужно все документы: положение о конкурсе, материалы для экспертов, методические материалы по составлению проекта и бюджета, в конце нужно проверить свою заявку по чек-листу. Нужно обязательно подписаться на наши социальные сети — телеграм-канал «Культурная волна. Гранты ПФКИ», наши аккаунты в ВК и Одноклассниках, на мой канал «Карманов Медиа ПФКИ». Нужно послушать аудиоподкасты — полтора часа, и вы уже знаете о заявке больше, чем многие. Посмотрите видеокурсы, они выложены в наших социальных сетях и на сайте. Советую почитать наши ленты — новости на сайте и соцсети, там много вдохновляющих историй и примеров побед. Еще у нас есть тестовая заявка или тренажер заявок. С ними вы можете тренироваться в заполнении заявки в любое время, формировать ее постепенно, а когда начнется конкурс — просто перенести ее в действующую заявку, проверить и отправить экспертам.
АиФ: — Как складывается судьба проектов, которые завершились, отчитались перед фондом. Отслеживаете судьбу и развитие?
Р. К.: — Большинство проектов сами делятся дальнейшими успехами. Особенно если процессы, которые привели к новой победе или этапу развития, были запущены во время реализации грантов. Охотно рассказывают, если побеждают в других конкурсах, становятся лауреатами премий, проекты получают больший масштаб. К примеру, у нас есть проект «Рождественское яблоко» — это мастерская елочной игрушки в Новгородской области. На средства гранта они сделали ремонт в мастерской, закупили материалы, обустроили комнату для мастер-классов. Сейчас активно развиваются и открывают новые направления, всегда на связи, благодарны ПФКИ за своевременную помощь. Есть проект «Камчатка. Рассказ в лисах». Уникальная история — муж и жена провели много времени на Камчатке, наблюдая за жизнью лис с фотообъективом в руках. Создана фотовыставка, которая просто не может не привлечь внимания. Она размещалась на бульварах, в аэропортах... Потом выставка превратилась в два тома фотокниг, а сегодня фильм «Огненный лис» выходит в широкий прокат. Уже без нашей поддержки, но ребята с радостью делятся своими успехами.
АиФ: — Когда следующий конкурс?
Р. К.: — Планируем открыть набор заявок на следующий конкурс во второй половине лета. Готовьтесь, формируйте тестовые заявки, участвуйте и побеждайте! Авторами проектов, получивших поддержку ПФКИ, доказано: от идеи до реализации — один грант.