16:52, 25.04.2024

​Мелкие убийцы. Опасны ли новые вирусы, найденные в комарах?

Совсем скоро вместе с долгожданным теплом нам начнут досаждать кровососущие насекомые. Могут ли обнаруженные Роспотребнадзором инфекционные агенты нести угрозу?

На встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным руководитель Роспотребнадзора Анна Попова рассказала, что её ведомство обнаружило 47 новых вирусов, которые переносят комары, а также 14 вирусов в клещах.

О том, что это за вирусы, Попова не сообщила. Понятно, что для учёных это вполне рутинная работа — искать и находить в природе новые инфекционнные агенты. Но насколько опасны они могут быть?

Самые смертоносные существа на планете

Поверить в это трудно, но комары считаются самыми смертоносными существами на планете Земля. Ежегодно от заболеваний, которые они переносят, умирают от 700 тыс. до 1 млн человек. Почти полмиллиона из них гибнут от малярии. Также людей убивают лихорадка денге и жёлтая лихорадка, переносимые комарами.

Несколько лет назад тот же Роспотребнадзор сообщал, что на территории России обитают более 100 видов и подвидов кровососущих комаров, относящихся к восьми родам. Пять из них имеют эпидемиологическое значение, то есть могут переносить возбудителей инфекционных и паразитарных болезней человека.

Передача инфекции происходит при укусе комара. В нашей стране эти назойливые насекомые могут стать причиной заражения туляремией, малярией и даже (потенциально) сибирской язвой.

«Эндемичные для России заболевания, переносчиками которых являются комары: туляремия, дирофиляриозы, лихорадка Западного Нила, лихорадки, вызываемые вирусами группы Калифорнийского энцефалита (лихорадка Инко, лихорадка Тягиня, лихорадка Хатанга), лихорадка Батаи, лихорадка Синдбис, Карельская лихорадка, лихорадка Леса Семлики», — сказали тогда в Роспотребнадзоре.

«Главное — увидеть риск»

На недавнем совещании у главы правительства Попова отчиталась о работе в рамках проекта «Санитарный щит». Эта инициатива была подготовлена для противодействия рискам, связанным как с инфекционными заболеваниями, так и с другими возможными угрозами.

Руководитель Роспотребнадзора сказала, что никто раньше не занимался «изучением вирусного пейзажа в стране», а именно это делается по проектам «Санитарный щит» и «Гентех». «Это уже позволяет обнаружить 47 новых вирусов в комарах, 14 в клещах. Мы готовимся к тому, чтобы видеть всё, что может нанести вред. Ведь главное — вовремя просчитать риск», — добавила Попова.

Также она отметила, что завершается создание национального каталога патогенов: «Сегодня мы оцифровали всё, что у нас есть, и продолжаем это делать. До конца года мы пополним до 40 тыс. штаммов и превзойдём крупнейшую американскую коллекцию типовых культур».

После доклада Поповой пресс-служба Роспотребнадзора пояснила, что вирусы в комарах и клещах были обнаружены во время исследований, проводимых для подготовки и предотвращения возможных угроз. «В настоящее время в научно-исследовательских организациях Роспотребнадзора они тщательно изучаются и, по предварительным данным, рисков не несут», — добавили в ведомстве.

Биологическое оружие, созданное природой

К сожалению, границы в мире сегодня стираются повсеместно. Это касается не только свободы передвижения людей, но и перемещения заразы. Некоторые инфекции, не эндемичные для нашей страны (то есть нехарактерные для неё), могут быть завезены к нам заражёнными людьми или больными животными. Год назад много шума наделала информация, что США планируют использовать беспилотники, чтобы доставлять на них в определённый район заражённых опасными заболеваниями комаров. Насекомые будут разлетаться и кусать военнослужащих противника.

Поводом для обсуждения стал американский патент на подобный беспилотник. В описании к нему упоминался контейнер с насекомыми. Комментируя новость, некоторые эксперты тогда отметили, что идея вполне жизнеспособна.

«Природа уже создала биологическое оружие, оно называется "комар". Он уже умеет передавать смертельную болезнь — малярию. Кроме того, с помощью комаров можно передавать другое достижение природы — вирусы», — рассуждал руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.

По мнению учёного, беспилотник с заражёнными комарами особо опасен будет над крупным городом.

Они могут эволюционировать

Но вернёмся к новости о 47 новых вирусах, переносимых комарами, и 14 вирусах, переносимых клещами. Совсем скоро эти насекомые и членистоногие начнут досаждать нам. Могут ли найденные специалистами Роспотребнадзора инфекционные агенты представлять опасность для дачников или любителей провести время на природе?

«Открытие новых вирусов совсем не означает, что они только что появились. Просто кардинально улучшились методы их выявления, — пояснил aif.ru заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, академик Сергей Нетёсов. — Кроме того, большинство вирусов видоспецифичны (поражают лишь узкий круг хозяев: растений, животных, грибов или бактерий. — Прим. ред.), и вирусы насекомых на самом деле редко поражают млекопитающих или причиняют им вред.

Это очень хорошо, что наши учёные открывают новые вирусы насекомых, но это не увеличивает число угроз людям, а лишь шире открывает наши глаза на природу. И помогает нам разглядеть новые потенциальные угрозы людям. Дело в том, что вирусы насекомых могут эволюционировать, стать в результате этой эволюции патогенами мелких млекопитающих, а потом, путём дальнейших изменений — и патогенами человека».

Автор: Дмитрий Писаренко