Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:30, 12.01.2024

Знакомьтесь, К-3 «Ленинский комсомол»: Первая атомная подводная лодка СССР

К-3 «Ленинский комсомол», построенная в 1957 году, была первой в Советском Союзе атомной подводной лодкой. Она была разработана в рамках усилий по противодействию американской подводной лодке «Наутилус» (SSN-571) ВМС США, первой в мире атомной подводной лодке.

История создания

В проектировании и строительстве подводной лодки совершенно нового типа в 1952–1958 годах участвовало более 135 советских организаций, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов и 80 заводов.

Интересно, что прототип головного судна проекта 627 «Кит» был деревянным, причем каждый из пяти сегментов был разбросан по пяти различным местам Ленинграда, включая гостиницу «Астория». Подводная лодка К-3 впоследствии была построена в Молотовске и спущена на воду в августе 1957 года. В следующем году она была введена в состав Северного флота ВМФ СССР.

Лодка-торпеда имела водоизмещение более 4000 тонн под водой, а ее длина составляла более 100 метров. Экипаж лодки состоял из 74 моряков и 30 офицеров, размещенных в девяти отсеках.

Достижения и недостатки

Одним из серьезных недостатков лодок было отсутствие мер безопасности в части радиационной защиты. На протяжении многих лет на различных подводных лодках класса «Ноябрь» происходили многочисленные инциденты.

Несмотря на существующие проблемы, К-3 достигла под водой Северного полюса в июне 1962 года, став первой советской лодкой, совершившей этот подвиг – всего через четыре года после военного корабля США «Наутилус».

Хотя пять лет спустя подводная лодка пострадала от пожара при переходе через Норвежское море, в результате чего погибли 39 членов экипажа, она была отремонтирована и оставалась в строю до 1988 года, проработав три десятилетия.

К-3 послужила прототипом для 12 подобных подводных лодок (проект 627А), которые были построены впоследствии, включая К-159, затонувшую севернее Мурманска в 2003 году.

Подводные лодки проекта 627 считались отличными ударными кораблями. Оказавшись на нужном расстоянии, одна из этих лодок могла нанести удар 533-мм торпедами СЭТ-65 или 53-65К; тем не менее, хотя они были технически более мощными, чем их американские коллеги, советские подводные лодки были чрезвычайно шумными. В результате суда проекта 627 были легко обнаруживаемыми и поэтому не могли быть использованы в охоте за вражескими кораблями.

Усилия по сохранению

К-3 вывели из эксплуатации в 1988 году. А в 2005 году списанную подводную лодку перевели на судостроительный завод «Нерпа», где через несколько лет начались работы по вырезке реакторного отсека. Ядерный реакторный отсек убрали, в результате чего восстановленная лодка стала немного короче.

На заводе К-3 готовилась к последнему плаванию, включавшему установку в плавучий док Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России, где она отплыла от побережья Баренцева моря через Белое море и внутренние водные пути в Кронштадт. Плавучий док, сданный в эксплуатацию на Зелеодольском судостроительном заводе на берегу Волги в 2015 году, был специально спроектирован для плавания по внутренним водным путям России, в том числе по Беломорканалу.

В октябре 2022 года К-3 провезли по улицам Кронштадта. Лодку пришлось осторожно перемещать по улицам, и теперь ее планируется сохранить как музей – свидетельство первой советской атомной подводной лодки.

Источник: Капитал страны
просмотров: 54

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.