О художнике такого уровня профессионализма как Сергей Николаевич Андрияка можно писать много и разно – с точки зрения его ступеней развития как мастера акварели, живописи, мозаики и других стилей; можно писать о его заслугах перед Отечеством, о многочисленных выставках и наградах. Меня же интересует его внутренний мир, его самовыражение как художника, его душа лирического поэта … Читать далее «АКВАРЕЛЬНЫЕ ПАРТИТУРЫ СЕРГЕЯ АНДРИЯКИ (12)»
О художнике такого уровня профессионализма как Сергей Николаевич Андрияка можно писать много и разно – с точки зрения его ступеней развития как мастера акварели, живописи, мозаики и других стилей; можно писать о его заслугах перед Отечеством, о многочисленных выставках и наградах. Меня же интересует его внутренний мир, его самовыражение как художника, его душа лирического поэта природы и образов, которые он создает. Мне хочется понять истоки его красоты, как ему удается «поцеловать красоту на лету», почувствовать ее вкус, нежность, обаяние чувственности и выразить все это визуально в палитре.
Почему именно Природа – объект его исследований, ведь она невероятно изменчива и сложна; меняется каждую секунду, как меняется солнечный свет, цветные переливы, интонации в палитре облаков от густых тревожных до почти прозрачной дымки. Сергей Андрияка создает чувственный образ природы, все зависит от его мировосприятия и мироощущения в текущем моменте. Здесь истоки выразительности образа, песня его души, живущей в гармонии с окружающим миром.
Акварель позволяет тонально и тонко отражать состояние художника при работе над картиной, мне кажется, что Андрияка сознательно препарирует цвет, расслаивая цветовой спектр, как опытный хирург препарирует тело на операции. Интересно провести параллели с образом, рожденным на пленэре, и образом фантазийным, сохраненным в памяти, когда художник заново проживает те ощущения, которые испытывал от чуда погружение в природу, её пейзажи, палитру закатов и восходов, сумерки, когда стерта четкая графика линий, а силуэты в тумане создают мистику образа. Это особенно явлено в его вечерних пейзажах в Соловецком монастыре, фигуры монахов в Крестный ход похожи на силуэты святых с нимбами, направляющихся к Христу. Сильнейшее впечатление от работы, она полна энергией святости тех мест, где писалась.
Окончательный художественный образ возникает при соприкосновении кисти с материалом, вымышленный же образ до его реализации на картине туманен и находится на уровне предчувствия. именно эти ощущения возникли у меня при просмотре больших духовных работ Сергея Андрияки.
Почему главной своей техникой для написания картин художник выбрал акварель? В этой связи не могу не привести высказывание самого художника, которое лучше всего объясняет его любовь к этой технике.
«Я начал писать акварельными красками с самого детства. Профессора и преподаватели института им. Сурикова в свое время говорили мне: «У нас для вас есть задача с использованием масляной живописи – его нужно выполнить, а выполнение акварелью – если будет желание». И я выполнял эскизы и наброски, изображения натурщиков при помощи акварели – всё делал добровольно, по собственному желанию. Потом занятия акварелью стали более значимыми и длительными. Я много работал на натуре, а в дальнейшем все больше стал пытаться писать по памяти… Всегда старался фиксировать в память основные колористические законы, законы света и тона, действующие в окружающем нас мире. Позднее я стал писать акварели больших форматов. Пришло понимание того, что акварели подвластно практически всё, вопреки общепринятому отношению к ней, как к технике второстепенной. Написание картин акварелью задача для меня абсолютно естественная, невзирая на характер учебных заданий. Мне вспоминается, что в Школе имени Сурикова мне нравилось писать картины по памяти именно в технике гуаши. Тогда я не мог писать акварельными красками значительные работы, только небольшие картины делал, размером не более открытки. Для создания больших акварелей не хватало технических навыков. Это теперь я могу создавать значительные по масштабу акварельные полотна, соразмерные масштабу замысла.» (Цитата взята из блога С.Н. Андрияки http HYPERLINK «http://www.andriaka-art.ru/blog»
Итак, основной техникой, в которой работает Сергей Андрияка, является многослойная живопись акварелью. В работе используется полессировочные прописки (зачастую 20-30 слоев), как на сухой, так и по мокрой поверхности листа бумаги. Высокое качество бумаги и натуральные краски позволяют сохранять их исходный цвет, создавать тональности в палитре, что дает нужную цветовую насыщенность акварели.
Несколько слов об Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Осенью 2012 года в Москве официально открылась Академия акварели и изящных искусств – высшее художественное учебное заведение нового типа, не имеющее себе подобных ни только в России, но и во всем мире. Метод и технология работы с акварелью – это «конек» Академии. Я знакома с некоторыми учениками Сергея Андрияки, которые были первыми, а ныне уже известные художники, с высоким рейтингом. Безусловно, это заслуга учителя и его методики обучения.
С.Н. Андрияка как дирижер, который создает чудесно звучащий ансамбль из музыкантов — единомышленников, у каждого из них свой инструмент, свое видение, но без знания законов гармонии, аранжировки в партитуре дирижера невозможно сыграть произведение. Та же гармония важна в картине. Композиция, тональности цвета, сюжетная линия, ритм и динамика дают тот импульс, который захватывает зрителя целиком, погружая в мир созерцания красоты. Применяя в тексте статьи музыкальную терминологию, я скажу, что Андрияка для создания полного диапазона воздействия на зрителя приводит в действие все октавы! В палитре своих картин в разных жанрах от натюрморта до пейзажа он использует преимущества прозрачности и густоты, которые демонстрируют мажорность его внутреннего состояния или крик души, в зависимости от настроения.
Очень важна для художника история создания картины, ведь часто какое-то спонтанное событие мотивирует на сюжет. Приведу выдержки из блога художника об одном произведении, написанного как — будто по случаю.
«Как-то вечером мы с Дашей ждали в гости нашего друга, который приехал из Малайзии, даже не подозревая, что он может привезти с собой. У нас была непогода, холодно, настоящая русская зима. Открываем дверь и видим его с огромной, полутораметровой, если не двухметровой, коробкой. Когда же он открыл свой подарок, мы были, мягко говоря, удивлены и поражены. В этой коробке он привез нам огромное количество орхидей, причем, эти орхидеи были необыкновенно красивые. С огорчением увидели, что некоторые из них стали уже погибать. Но большая часть сохранилась, так как каждый цветок был снабжен своим автономным питанием. В общем, получилось два потрясающих букета, а также было очень много лепестков, которые я положил на тарелочку. Получился огромный, красивый натюрморт с орхидеями. Я раньше писал орхидеи, но так и в таком количестве – это для меня было впервые: огромные, красивые, как яркие экзотические сиреневато-розовые бабочки посреди белого февральского снега…»
Цитата из блога С.Н.Андрияки http HYPERLINK «http://www.andriaka-art.ru/blog»
Широко известными среди любителей живописи стали проводимые Сергеем Андриякой мастер-классы – яркое и очень красивое зрелище, где художник раскрывает секреты своего мастерства. Это тем более интересно, что работает он, буквально шаг за шагом, комментируя все, что происходит на доске и листе акварельной бумаги, объясняя тонкости создания картины. Вместе с Сергеем Андриякой в процессе создания картины участвуют и зрители. Вместе они проходят все этапы, от карандашного эскиза до финального мазка, не упуская ни малейшей детали.
Андрияка Сергей Николаевич, ректор высшего учебного заведения — Академия акварели и изящных искусств, является действительным членом Российской академии художеств, имеет звание Народного художника России, художественный руководитель и основатель Школы акварели, родился в Москве 14 июля 1958 года. в этом году ему исполнилось 65 лет. Текст статьи родился после посещения персональной выставки С.Н. Андрияки в галерее искусств Зураба Церетели РАХ (Москва) 21. 09.2023 г.
Текст статьи и фотографии искусствоведа Галины Мажейкиной