Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

03:59, 28.06.2023

Миллион «почему». Как в московской школе меняются представления об уроках

Как строится процесс обучения в столичных школах, на что важно обращать внимание, выбирая учебное заведение для ребёнка

Как строится процесс обучения в столичных школах, на что важно обращать внимание, выбирая учебное заведение для ребёнка, и в конце концов что лучше — традиции или новые форматы обучения?

Победитель Всероса в каждом районе

Москва уже несколько лет подряд является мировым лидером по качеству образования. Об этом говорят результаты независимых международных исследований. Недавно московские ученики второй раз подряд возглавили глобальный рейтинг качества чтения и понимания текста PIRLS. Более того, Москва стала единственным регионом, где все 100% детей перешли минимальный порог 400 баллов.

Ещё одним показателем качества обучения является количество победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников. В этом году наивысшей награды удостоились ученики 219 школ столицы — это каждая третья школа. По одному победителю есть в каждом районе столицы.

Всё это стало возможным благодаря сочетанию традиционных форм обучения с внедрением современных технологий. Всё большее внимание город в последнее время уделяет качеству и содержанию образования. Родители могут выбрать любую школу в своём районе и быть уверенными: качество образования будет на таком же уровне, как и в других школах города. Но всё же каждая школа — это живой организм со своими особенностями и традициями.

Пиши «жи-ши» и ищи объяснение

Посмотрим на примере одной из столичных школ — школы № 91. Дети рассказывают: здесь можно прийти на уроки с синими волосами и тебя не отправят домой. Можно не сделать домашку и не получить за это двойку. Можно спорить с учителем, а в столовой снимать ролики с дегустацией и ставить двойки за невкусную еду (правда, такого пока не было, взрослые стараются).

А педагоги говорят про систему развивающего обучения, которая реализуется здесь больше полувека. Именно столько времени школа является экспериментальной площадкой Российской академии образования. Здесь разрабатывали и внедряли новые педагогические технологии. В 1958 г. появилась программа Эльконина — Давыдова (извест­ные советские учёные-педагоги) для начальной школы. К концу 1970-х гг. увидели, что она даёт результат, и взялись за продолжение — разработку программ для средней школы.

«С середины 1990-х школа не только в начальных классах работает по системе развивающего обучения, но и в средней школе», — отмечает директор школы Наталия Красавина.

В чём суть этой методики? «Если коротко, то учителя не дают сразу готовых ответов, а побуждают детей вместе искать решение, — поясняет педагог. — К примеру, не выдаётся сразу аксиома, что жи-ши пишется с буквой "и", а задаётся вопрос: "Почему?" Ответ можно искать один урок, два или больше. Так у ребёнка формируется интерес к познанию и творчеству».

Одно из изменений этого года — новый формат подготовки к экзаменам в 11-м классе. С февраля у детей появились индивидуальные учебные планы. Из расписания убрали предметы, которые не нужны для поступления в университет. Исключение — уроки, которые важны для развития личности: история, общество­знание, физкультура. По остальным до 31 января завершили обучение, ребята выполнили итоговую работу и получили итоговую отметку в аттестат.

«Хотя изначально родители очень настороженно отнеслись к эксперименту, сейчас все видят, что система оказалась эффективной», — считает Наталия Красавина.

Кадровый вопрос ребром

Откуда берутся кадры для работы по нестандартным методикам? Ведь в педвузах таких специалистов почти не готовят.

«Важна система наставничества, мы учимся друг у друга. Есть по­стоянно действующие научно-методические семинары, когда разные учителя делятся своим опытом», — рассказывает замдиректора, кандидат педагогических наук Александр Малин. Учителя здесь пытаются не только учить детей, но и учатся сами — в аспирантуре, маги­стратуре. Например, выпускница маги­стратуры Московского городского педагогического университета, учитель русского языка и литературы Наталия Смирнова недавно получила звание почётного работника образования. Её ученики не раз становились стобалльниками на ЕГЭ. «Важный прин­цип в нашей работе — учитель тоже может ошибаться. И дети имеют право указать на ошибку — мы это даже приветствуем», — признаётся Наталия Смирнова.

А ещё...

Что предполагает система развивающего обучения в московской школе?

С 1-го класса уроки ведёт не один классный руководитель, а отдельные предметники, как в старшей школе.Ребята ходят с портфелями по разным кабинетам.

До середины 5-го класса ученикам вообще не ставят отметки.

Педагогами разработана своя система оценивания результатов обучения по 10-балль­ной шкале.

За несделанное домашнее задание или забытую дома тетрадь не ставят плохие оценки

После 5-го класса все ученики сдают переводные экзамены. Это существенный стимул делать домашнее задание.

Педагоги стараются заинтриговать ребёнка и дать задание, найти ответ на который в интернете нельзя. «Мне кажется, важно создать некую интригу, когда ребёнок находится в ситуации неизвест­ности, у него нет готового ответа и его не найти в учебнике, — считает Александр Малин. — Само построение учебного предмета таково, что ученик становится исследователем. Вынужден искать какие-то способы действия, доказывать, почему другие не подходят».

В школе нет обязательной школьной формы, и дети могут самовыражаться, как хотят. «Ну как мы запретим, если некоторые родители сами ходят с розовыми или синими волосами? А дети чем хуже?» — замечает директор.

Кстати

Школа на Поварской улице стала правопреемницей 5-й Московской гимназии, где учились Владимир Маяковский и Борис Пастернак. Знаменитые выпускники школы № 91:

Максим Концевич — лауреат Филдсовской премии по математике;

Алексей Пажитнов — известный во всём мире программист, создатель игры «Тетрис»;

Павел Любимцев — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр.

Автор: Юлия Борта
Ключевые слова: ЕГЭ-2017
Источник: АиФ
просмотров: 122

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.